В ОЮЛИП «НПО Евразийская ассоциация предпринимателей» обратились автоперевозчики г.Караганды по вопросу правомерности доначисления налога на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога, пени и штрафных санкций на средства, выделенные предприятиям из бюджета для возмещения расходов по льготному проезду учащихся. Для положительного решения вышеуказанного вопроса нами было направлено письмо в НЭПК «Союз «Атамекен».
Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» направило в Генеральную прокуратуру РК обращение в защиту интересов АО «Автобусный парк №5» (ныне – ТОО «Автобусный парк №5») (далее - товарищество) по вопросу сложившейся ситуации на предприятии – пассажирском перевозчике г.Караганды, относительно правомерности доначисления налога на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога, пени и штрафных санкций на средства, выделенные предприятиям из бюджета для возмещения расходов по льготному проезду учащихся.
1. Решением Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 ноября 2008 года был удовлетворен иск товарищества о признании незаконными действия ГУ «Налоговое управление по Октябрьскому району г. Караганды Налогового департамента Карагандинской области» по включению в доход предприятия субсидий, полученных из местного бюджета на обеспечение льготного проезда на внутригородском общественном транспорте учащихся общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений очной формы обучения Карагандинской области, согласно принятому решению Маслихата Карагандинской области по бюджетной программе «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений в пределах действующих тарифов» в размере 121 618 156 тенге без учета НДС.
Постановлением Коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда №3а-124 от 16 января 2009 года Решение Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 ноября 2008 было оставлено в силе.
Постановлением №2н-307 от 6 апреля 2009 Надзорная коллегия Карагандинского областного суда отказала ГУ «Налоговое управление по Октябрьскому району г.Караганды» в возбуждении надзорного производства.
2. Постановлением №4 гп-215-09 от 29 июля 2009 Надзорной коллегией Верховного суда РК Решение Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 ноября 2008 года и постановление Коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда от 16 января 2009 года было изменено:
- В части признания незаконными действий ГУ «Налоговое управление по Октябрьскому району Налогового департамента по Карагандинской области» и отмены акта № 1113 налоговой проверки от 25 августа 2008 по уменьшению убытков за 2005 на сумму 51 391 304 тенге. Судебные акты отменены и направлены на новое рассмотрение в этот же суд иным судьей.
- В части признания незаконными действий ГУ «Налоговое управление по Октябрьскому району Налогового департамента по Карагандинской области» и отмены акта № 1113 налоговой проверки от 25 августа 2008г. по уменьшению убытков за 2006г. на сумму 29 739 132 тенге и за 2007г. на сумму 40 487 720 тенге. Судебные акты отменены и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявления товарищества «Автобусный парк №5».
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 сентября 2009 года в удовлетворении иска ТОО «Автобусный парк №5» к ГУ «Налоговому управлению по Октябрьскому району г. Караганды Налогового департамента по Карагандинской области» о признании незаконными действия и отмене акта № 1113 налоговой проверки от 25.08.2008г. по уменьшению убытков за 2005г. отказано.
3. С постановлением №4 гп-215-09 от 29 июля 2009 года Надзорной коллегии Верховного суда РК об изменении решения Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 ноября 2008г.;
С постановлением Коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда от 16 января 2009 года;
С Решением Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 сентября 2009 года, товарищество не согласно по нижеследующим основаниям:
1) В акте № 1113 от 25.08.2008г. документальной налоговой проверки, проведенной Налоговым управлением по Октябрьскому району г. Караганды указано, что товарищество в нарушение п.1 ст.81 Налогового кодекса РК в строке 100.00.001 «доход от реализации товаров (работ и услуг)» декларации о совокупном доходе за 2005г., 2006г. и 2007г. не включило доход, полученный в виде денежных средств, выделенных из местного бюджета для возмещения расходов по льготному проезду на внутригородском общественном транспорте (кроме такси) учащихся общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений, согласно принятого решения Маслихата Карагандинской области по бюджетной программе «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений в пределах действующих тарифов» в размере 121 618 156 тенге без учета НДС.
Обоснованием для включения полученных товариществом субсидий в доход, Налоговое управление по Октябрьскому району г. Караганды указывает постановление Верховного суда РК от 30.04.2008г. № 4гп-94-08 .
Товарищество считает, что вывод суда и Налогового управления о том, что денежные средства, полученные ранее товариществом за период 2005, 2006г. и 2007г. по программе «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений в пределах действующих тарифов» не являются субсидиями - необоснован и ничем не подтвержден.
Ссылка суда на постановление Верховного суда РК от 30 апреля 2008 года № 4 гп-94-08 неправомерна, так как:
- во-первых, товарищество не являлось стороной по гражданскому делу, по которому вынесено данное постановление. Данное постановление не носит характер нормативного постановления и распространяется только на лица, участвующие по делу, по которому оно вынесено;
- во-вторых, данное постановление вынесено по иску автоперевозчиков об оспаривании уведомлений налоговых комитетов о доначислении налога на добавленную стоимость по полученным субсидиям, а не по искам об оспаривании акта налогового комитета по включению данных сумм в доходы предприятий. Налоговый комитет не рассматривал данные субсидии как доход и не включал данные суммы в доход предприятий.
Кроме того, согласно решениям Карагандинского городского Маслихата № 22 от 07.01.2005г., № 8 от 14 марта 2006г. и №7 от 31 января 2007г. устанавливалась льготная цена проезда для учащихся. Во всех решениях ссылка производится на закон РК «О транспорте в РК» от 21 апреля 1994г, а также указаны коды бюджетной классификации, по которым перечислялись субсидии.
В постановлении Надзорной коллегии Верховного суда, на которое ссылается Налоговое управление, в описательной части, суд вышел за пределы иска, взяв на себя полномочия местного представительного и исполнительного органа, давая иную классификацию денежных средств, выделяемых перевозчикам из местного бюджета по программе «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений в пределах действующих тарифов». Данные действия суда противоречат действующему гражданскому процессуальному законодательству;
- в третьих, имеется вступившее в законную силу Решение Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 09.01.2006г., по иску товарищества к Налоговому управлению об оспаривании уведомления Налогового управления по доначислению налогов на суммы полученных субсидий по программе «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений в пределах действующих тарифов» за период 2003-2004г.г.
Данным решением суд признал незаконным действия налогового комитета по Карагандинской области по включению в доходы предприятий субсидий, полученных из местного бюджета на обеспечение льготного проезда на внутригородском общественном транспорте учащихся общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений очной формы обучения Карагандинской области, а также по начислению на данные суммы субсидий налогов и пени, отменив уведомление налогового комитета.
Согласно части 2 ст.71 ГПК РК, «Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда и не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица.»
2) В ходе проверки Налоговому управлению были представлены платежные документы, по которым товарищество получало данные денежные средства, договоры и вышеуказанное решение суда.
Согласно договору №1 от 10 января 2005г., заключенному между ГУ «Отдел образования и спорта г. Караганды» (Заказчик) и КО КГП «Служба управления пассажирским транспортом» (Исполнитель), договорам № 1 от 10 апреля 2006г. и № 1 от 22 февраля 2007г., заключенных между ГУ «Отдел образования г. Караганды» и КО КГП «Служба управления пассажирским транспортом», пунктами 3.2.2. и 3.2.3. указано, что Заказчик обязуется «выделить Исполнителю для организации льготного проезда согласно плана финансирования субсидии в размере…». В платежных документах также указывалось, что «перечисляются субсидии согласно решения… Маслихата, НДС не облагается».
Решениями Маслихатов (областного и городского) устанавливается стоимость проезда для учащихся, которая намного ниже затрат перевозчиков, и в связи с этим устанавливается сумма субсидий, выделяемых на покрытие убытков предприятий. Решением также устанавливается программа, подпрограмма (454.014.100.), а в приложениях к решениям Маслихатов указывается специфика - 311 (субсидии юридическим лицам), по которым осуществляется бюджетное финансирование бюджетной программы «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения».
Данные решения Маслихата никем не отменены и не изменены. В соответствии со ст. 8 Закона РК от 27 ноября 2000 года № 107-II «Об административных процедурах», «правовой акт государственного органа вступает в силу с момента принятия, если только в нем не определен более поздний срок. Правовой акт государственного органа прекращает действие с момента исполнения его требований или содержащихся в нем поручений лицами, которым адресован данный правовой акт. До прекращения действия правовой акт может быть приостановлен, изменен либо отменен государственным органом, принявшим данный правовой акт, вышестоящим к нему государственным органом либо судом». Налоговый комитет не вправе самостоятельно изменять либо отменять данные решения.
3) С самого начала действия бюджетной программы «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций образования очной формы обучения», с 2002г. автопарками и областным Маслихатом были направлены запросы в Министерство финансов РК, Министерство экономики и бюджетного планирования РК, Налоговый комитет Министерства финансов РК, по вопросу определения квалификации выделяемых бюджетных средств и обложения их налогами. В разъяснениях вышеперечисленных государственных органов однозначно было указано, что «финансовые средства, выделенные для возмещения расходов по бюджетной программе «Организация льготного проезда на внутригородском общественном транспорте учащихся общеобразовательных, профессиональных школ и лицеев» являются субсидиями и в соответствии со ст. 90 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» не являются доходом предприятий, если субсидии выделялись на покрытие убытков перевозчиков, возникших вследствие выполнения обязательств по льготному провозу отдельных категорий граждан».
Товарищество, следуя разъяснениям, заключенному договору и платежным документам, и ст. 90 Налогового кодекса РК, оприходуя полученные денежные средства как субсидии, правомерно не относил их в доход предприятия.
В марте 2008г., согласно предписанию №345 от 13.03.2008г. Налоговым управлением по Октябрьскому району г.Караганды проводилась комплексная проверка исполнения налогового законодательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за этот же период. В своем акте документальной проверки № 345 от 18.04.2008г. Налоговое управление не считало нарушением невключение в доход получаемые суммы из бюджета по указанной выше программе.
Принимая во внимание, что Генеральной прокуратурой РК вынесен протест по аналогичному делу ТОО «TTS», согласно которому подтверждается необоснованность действий налоговых органов, поскольку выделенные на основании решений Маслихатов денежные средства являются субсидиями, и в связи, с чем не подлежат включению в налогооблагаемый доход, так как в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 90 Кодекса Республики Казахстан от 12.06.2001г. № 209 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в качестве дохода не рассматриваются, просим вынести протест по:
- Отмене постановления №4гп-215-09 от 29 июля 2009 года Надзорной коллегии Верховного суда РК по гражданскому делу по заявлению АО «Автобусный парк №5» о признании незаконными действий ГУ «Налоговое управление по Октябрьскому району г. Караганды Налогового департамента Карагандинской области»;
- Отмене акта №1113 налоговой проверки (об изменении решения Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 ноября 2008 года;
- Отмене постановления коллегии по гражданским делам Карагандинского областного суда от 16 января 2009 года;
- Отмене Решения Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 25 сентября 2009 года по иску ТОО «Автобусный парк №5» о признании незаконными действия налогового управления по Октябрьскому району г. Караганды Налогового департамента Карагандинской области по включению в доход предприятия субсидий, полученных из местного бюджета на обеспечение льготного проезда на внутригородском общественном транспорте учащихся общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений очной формы обучения Карагандинской области, согласно принятому решению Маслихата Карагандинской области по бюджетной программе «Социальная поддержка обучающихся и воспитанников организаций общеобразовательных, профессиональных школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений в пределах действующих тарифов» в размере 121 618 156 тенге без учета НДС