В апреле прошлого года приняли решение – в течение одного года ровно не работать с Заказчиками – государственными предприятиями. Причин было несколько, вот несколько из них:
- С точки зрения времени на заключение одного договора с государственной организацией тратится время в несколько раз больше времени заключения договора с коммерческой организацией. Также и на подписание последующих документов (счет-фактур, актов выполненных работ и т.д.)
- Для заключения договора или оказания услуги, поставки товара и т.д. нужно пройти тендер, причем часто сумма может оказаться небольшой и явно государство теряет деньги на проведение тендера. Суммы, затрачиваемые на проводимый тендер, могут быть выше цены самого товара
- В тендерах, как правило, оказывается победителем ни тот, кто предложил лучший товар, а тот, кто предложил наименьшую цену. Поэтому если выходить на тендер нужно заранее понимать, что может найтись не самая лучшая компания поставщик, но с чуть более низкой ценой. Мы готовы проиграть компании делающих что-то лучше нас, но проигрывать кому-то из того, что у оппонента более низкая цена и качество, может привести к собственным потерям и в собственной цене, и в качестве
- Часто тендера и конкурсы устраиваются, когда Заказчик сам не понимает, что хочет получить в итоге. Работать с таким Заказчиком тяжело, в т.ч. эмоционально
- Для работы с государственными организациями необходимо кучу дополнительных документов и т.д., например Код поставщика Казначейства и т.д.
- Большое количество тендеров, где заранее известно, что та или иная компания выиграет при любых условиях
- Год назад были данные о вводимой системе государственных закупок методом закупа через государственный портал, и что на первом этапе эта процедура будет занимать кучу времени. Можно следить за этими изменениями, а можно заниматься собственной работой
Ну и наконец, не всегда морально готовы заключать договора с государственными предприятиями. Несмотря на то, что компания во многом коммерческая, получение прибыли не первоочередная задача, а вот внутренние к себе претензии, что ты зарабатываешь не на коммерческой организации, а на государственной структуре – тоже повод задуматься стоит ли внутреннее душевное спокойствие лишних пары тысяч тенге от государственного департамента, ГУ и т.д.
Понятно, что все проблемы, назовем их так, должны увеличивать и сумму контрактов, договоров, тендеров и т.д., либо снижать качество. Получается, что либо надо увеличивать цену, либо снижать качества. Есть правда и третий путь: агрессивно работать с гос. организациями и количеством оказанных услуг, поставленных товаров распределять дополнительные затраты времени и денег, чтобы не страдала ни цена, ни качество.
Поэтому год назад (в прошлом апреле) было принято решение – годовой мораторий на работу с государственными структурами в течение одного года. Т.е. не поставлять программы, услуги и т.д., не заключать договора, не выполнять разовые работы и т.д. Вместо этого помочь или бесплатно, либо помочь им найти компании, которые смогут помочь решить проблемы качественно, в срок
За год должно было стать понятно, насколько хорошо заработает система государственных закупок, возможно, у нас появятся дополнительные резервы, которые можно будет направить, чтобы не снижать качество и не увеличивать цену.
Какие результаты мы наблюдаем за прошедший год (всё-таки прекрасно, что в качестве точек отсчета в собственной работе используется понятие финансового года, где отсчет ведется, скажем, с апреля по апрель или с июля по июль и т.д., в январе не все итоги так очевидны):
- Система электронных закупок, ее обязательное введение имело несколько проблем, как на запуске, так и при дальнейшей модернизации. Как всегда бывает, находятся ошибки, проблемы, неувязки. На данный момент многие из них решаемы. Это хорошо
Система государственных закупок электронным образом позволила снизить некоторые издержки на заключение договоров, зачастую снизило необходимое время на сбор и подписание документов и т.д. Это хорошо - За год мы потеряли ряд потенциальных клиентов. Не раз обращались государственные предприятия с просьбой помочь в решении той или иной проблемы. Приходилось отправлять их к тем, кто нас считает своими конкурентами. Но, так как своей задачей сейчас видится не только чистая коммерческая прибыль, но и решение проблем в области систем учета, электронной отчетности и т.д., то если решит проблема другая компания и заработает она же это тоже хорошо. Да мы не заработаем на этом деньги, но хорошо, что мы на этом не сильно много теряем. Результаты: с коммерческой точки зрения как бы плохо, но это не главное, если помогли решить проблему, это замечательно, если их обслуживают хорошие люди это еще лучше. Если такие контракты позволят другим компаниям, работающим в одной с нами области, скажем налоговых систем, поддерживать в своем штате хоть каких-то грамотных специалистов это положительно в любом случае. Минус только один: может быть, мы не смогли поработать с интересными людьми, это минус
- За год сэкономили кучу времени и нервов, не работая и не волнуясь за подписание договоров, участия в тендерах, получении конкурсной документации и т.д. Это позволило более спокойно решать текущие и будущие проблемы. Это хорошо
В целом можно считать проведение моратория на работу с государственными структурами более чем положительным. Главный минус – не получили некоторый дополнительный опыт работы в сложный переходный момент. Ничего страшного. Также некоторые наши потенциальные клиенты из числа государственных структур стали клиентами других компаний. Ну и такое тоже бывает, ничего страшного, надо продолжать работать дальше