Сейчас в Казахстане большое количество государственных организаций, которые могут начать проверки предпринимателей Казахстана. И как бы хорошо у Вас не было организовано ведение бизнеса, любая проверка может во многом парализовать работу предприятия.
Вот почему даже честные налогоплательщики всегда так ждут моратория на проверки и так боятся различных проверок, включая проверки налоговыми органами.
Но одна из самых больших проблем это то, что предприниматели сами не знают своих прав и обязанностей. «Как должна проходить проверка, кто ее может проводить, какие документы должны иметься» – ответы на эти вопросы многие узнают только в процессе работы. И это неправильно, нужно быть заранее готовым к проверкам.
Налоговые проверки, проверки СЭС, проверки других органов всё они регламентируются большим количеством Законов и НПА, знать которые крайне необходимо.
Поэтому я рекомендую ознакомиться с текстом сборника «К Вам пришли с проверкой» авторства «Центра обслуживания предпринимателей «Секрет+Сервис», 2008 год.
Что можно узнать в этом сборнике (цитаты):
акт о назначении проверки должен содержать следующие сведения:
- наименование государственного органа, фамилия и инициалы, занимаемая должность лица, обладающего полномочием по назначению проверки, его подпись, а также печать, либо в случае отсутствия вышеуказанного лица, данные лица, исполняющего его обязанности;
- дата и регистрационный номер акта о назначении проверки по журналу государственного органа;
- фамилии и инициалы, должность лиц, осуществляющих проверку;
- организационно-правовая форма проверяемого объекта, полное наименование, Ф.И.О. руководителя объекта, его местонахождение и регистрационный номер налогоплательщика, при наличии индивидуальный идентификационный номер или бизнес-идентификационный номер (далее - БИН) (реквизиты «РНН», «ИИН», «БИН» не заполняются центральными государственными органами);
- вид проверки;
- вопрос проверки;
- срок проведения проверки;
- основание назначения проверки со ссылкой на конкретные документы (план работы, обращения, запросы и т.д.), правовые основания, в соответствии с компетенцией государственного органа;
- проверяемый период проверки, если такой предполагается.
Проведение иных видов проверок, не установленных законодательством РК, запрещается. Законодательство не предусматривает проведения внеплановых проверок по анонимным заявлениям, жалобам, сообщениям, поступившим в контролирующий орган, в отношении деятельности хозяйствующего субъекта.
срок проведения проверки не должен превышать тридцать календарных дней, в исключительных случаях при необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки руководителем органа государственного контроля (либо лицом, его замещающим) срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на тридцать календарных дней.
- Не нервничайте, ведите себя спокойно и доброжелательно при встрече с проверяющим. Это очень важно. Своим резким поведением Вы можете насторожить его.
- Ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего, выясните основание и цель проведения проверки, рабочий телефон проверяющего. Выясните также, имеется ли у него предписание, зарегистрированное в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, и снимите с него копию.
- У проверяющего должен быть план проведения проверки, утвержденный руководством государственного органа. Проверку может проводить только то лицо, которое указано в акте. В случае изменения состава проверяющих составляется дополнительный акт.
- Предложите проверяющему заполнить необходимые данные и расписаться в специальной книге учета посещений и проверок субъектов частного предпринимательства, утвержденной Приказом Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 12 июня 2006 года № 190.
- Знайте, что в соответствии с действующим законодательством масштаб проверки не должен выходить за рамки компетенции проверяющего. Права работников контролирующих органов определены законодательством, и за рамки закона они выходить не имеют права.
- По результатам проверки обязателен итоговый акт. Он составляется даже тогда, когда никаких правонарушений выявлено не было.
Акт, с которым в обязательном порядке должны быть ознакомлены представители юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лица, присутствующие при проведении проверки, составляется в двух экземплярах. В нем ставятся подписи указанных лиц. В случае отказа от подписи в акте делается специальная отметка. Если проводились дополнительные исследования, испытания или отбирались образцы (пробы) продукции, то к акту обязательно должны быть приложены протоколы, заключения проведенных испытаний, экспертиз и другие документы, связанные с проведением проверки хозяйствующего субъекта. - В случае, когда по результатам проверки у руководителя субъекта частного предпринимательства или индивидуального предпринимателя либо их представителей имеются замечания, то последние вправе изложить их в письменном виде. Данные замечания или возражения могут прилагаться к акту о результатах проведения проверки, о чем обязательно должна быть сделана отметка в самом акте.
- Если возражений и замечаний у проверяемого субъекта нет, то он обязан в течение 3-х дней предоставить информацию о мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений с указанием конкретных сроков, согласованных с руководителем государственного органа, осуществлявшего проверку.
- Не отказывайтесь подписывать итоговый документ проверки. Но при этом свою подпись Вы можете сопровождать словами: «С актом не согласен».
При выявлении административного правонарушения проверяющим должен быть составлен протокол. Причем, согласно ст. 635 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", протокол составляется только уполномоченным на то лицом. Если протокол составлен другим лицом, он не имеет юридической силы.
Наложение и взыскание штрафа на месте незаконно.
Интересно, что хотя размер самого сборника составляет около 90 страниц, тексты самих рекомендация составляют около 10% от всей брошюры, а большая часть это выдержки из статей Законов, Кодексов, НПА и инструкций, регламентирующих разные виды проверок. Это показывает, насколько сложно регулируется вопрос различных видов проверок в Казахстане.
Хотя тексты некоторых выдержек сейчас несколько устарели, например, даются выдержки из Налогового Кодекса РК, действовавшего в прошлом году. Тем не менее, основной ориентир дается и этот сборник один из самых интересных в этом плане. Поэтому советую распечатать его и самим ознакомиться и дать почитать коллегам.
Ссылка на текст брошюры:
http://proverki.kz/upload/library/850810512532.pdf (для просмотра необходима программа Adobe Reader)
Если Вам интересен текст данного сборника, ждем комментарии. Что в нем наиболее полезное или спорное, что еще хотели бы увидеть.