Не секрет, что один из самых больших, значительных и наименее освященных моментов в новом
Налоговом Кодексе Казахстана 2009 года - это вводимая
Система управления рисками (СУР).
Суть этого нововведения в двух словах состоит в том, что на частоту проведения налоговых проверок будет влиять оценка налогоплательщиков. Они могут оцениваться как налогоплательщики разного уровня налоговых рисков. Если налогоплательщик, может иметь значительное число нарушений, такое предприятие будет проверяться чаще, и на него в первую очередь будут приходить с налоговыми проверками, а с минимальным или умеренным уровнем риска – только плановые.
Во многом это нововведение Налогового Комитета Министерства Финансов Республики подхвачено у своих коллег - Таможенного Комитета МФ РК. Там такая система действует уже несколько лет. Конечно, она может вызвать разные комментарии у участников внешнеэкономической деятельности, тем не менее, предприятия, которые в Таможенном Комитете числятся, как предприятия с минимальным уровнем риска имеют ряд послаблений и преимуществ. И более того этот статус можно использовать как дополнительное подтверждение своего статуса надежного партнера в бизнесе.
О том, как новая система оценка рисков будет реализована в новом Налоговом Кодексе 2009 г. пока особенно рассуждать не хочется, поскольку и эта часть НК 2009 года может измениться в порядке утверждения его в Сенате РК.
Тем не менее, можно уже утверждать, что будут даваться как минимум два преимущества: реже проводиться налоговые проверки и предприятия, состоящие на Мониторинге как предприятия крупного бизнеса, смогут без дополнительных проволочек получать возвраты по НДС.
Тут хочется посмотреть на практику применения систем управления налоговых рисков. Она уже внедрена в ряде стран. Наиболее близка и интересна, конечно, нам система, разработанная и внедренная в России. Там систему управления налоговыми рисками и порядок планирования налоговых проверок стали проектировать и внедрять несколько лет назад. Кстати, там тоже эта система изначально базировалась на аналогичной системе в таможенных органах РФ.
Год назад Федеральная Налоговая Служба (ФНС) РФ опубликовала «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и основанные на ней «Критерии оценки налоговых рисков». Собственно эти два документа во многом перекликаются.
Одной из основ документа Системы планирования выездных налоговых проверок является «Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков». С ее помощью налогоплательщики РФ могут самостоятельно спрогнозировать свой уровень налоговых рисков и более того: ФНС ставит этому документу более важную задачу – налогоплательщик сможет сам оценить, насколько он близок к тому, чтобы иметь наименьшие налоговые риски, а значит реже иметь налоговые проверки и дать повод не использовать сомнительные методы ведения бухгалтерского и налогового учета
Саму концепцию планируется корректировать раз в год и кроме того она содержит такие ориентиры как: «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности» и «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности». Что позволит выявлять отклонения от «средних значений».
Ну а теперь кратко расскажем об основных пунктах Критериев самостоятельной оценки рисков, которыми также руководствуются и сотрудники налоговых органов ФНС Российской Федерации:
- Налоговая нагрузка у данного НП ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли.
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
- Непредставление НП пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет НП в налоговых органах в связи с изменением места нахождения.
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
В приложении этого правового документа дается более подробное описание каждого пункта, о том какие НПА, какие ориентиры из статистики и т.д. использовать при планировании налоговых рисков.
В принципе достаточно интересный документ и некоторые его постулаты можно использовать, например, при оценке компании, например банками, аудиторами, инвесторами. Кредитору или инвестору такой документ необходимо прочитать обязательно. Немного другой взгляд на то, как следует оценивать риски предприятия, с точки зрения оценки фискальных органов.
Конечно, систему управления налоговыми рисками внедрять необходимо. Она позволит ослабить налоговый контроль для добропорядочных налогоплательщиков, усилить контроль над предприятиями с высокими налоговыми рисками, уменьшить затраты времени на проведение налоговых проверок на местах и увеличить отдачу от них, повысить их эффективность.
Но первые результаты можно будет увидеть не раньше, чем через полгода после полного внедрения. Даже практика использования систем управления рисками в Таможенном Комитете и в ФНС РФ, показывает, что имеется много нюансов, которые нужно учитывать и постоянно корректировать систему оценки под изменяющуюся обстановку. Без ее постоянной модернизации система не будет приносить пользу. С другой стороны система даст повод налогоплательщикам самостоятельно отказаться от сомнительных схем ухода от налоговых обязательств или снижения налогов.
Статья подготовлена специально для сайта "Форум налогоплательщиков Казахстана".