Я вот если честно не понимаю, почему вы решили, что если нет перерегистрации, то нет права собственности. Вот вы пишите, что НУ сказали..... а в НК написано, что в момент перехода права собственности, оперативного управления или..... Как для примера ниже статья.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев законом прямо предусматривается регистрация заключенных сделок (ст. ст.118 и 238 ГК).
В силу п. 1) ст. 155 ГК РК сделки, подлежащие в соответствии с законодательными актамиобязательной государственной или иной регистрации, считаются совершенными с момента регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Обязанность регистрации сделок предусмотрена в частности Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2011 г.); Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года № 461-II «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2011 г.); Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года № 254-I «О регистрации залога движимого имущества» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2011 г.).
Правило о регистрации сделок и соответствующих прав, установленное ст.155 ГК РК, сводится к тому, что сделка, подлежащая обязательной регистрации, приобретает полную юридическую силу и влечет юридические последствия только после совершения такой регистрации в надлежащем регистрационном органе. На мой взгляд, данная норма изложена предельно четко и не должна вызывать неверного толкования. Однако в действительности граждане нередко сталкиваются с тем, что государственные органы неверно понимают смысл и значение указанной нормы, в результате чего возникают ситуации, когда сделки, регистрация которых не предусмотрена законодательством, рассматриваются как подлежащие обязательной регистрации со всеми вытекающими отсюда.
В частности довольно распространено мнение о том, что сделки связанные с отчуждением транспортных средств (договора купли-продажи, дарения, мены и т.п.) приобретают юридическую силу исключительно после их регистрации в органах дорожной полиции.
При этом не принимается во внимание ст. 238 ГК РК согласно которой право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором. Иными словами из нормы следует, что в случаях, когда возникновение права собственности не поставлено законом или договором в зависимость от каких либо обстоятельств и действий (регистрации например) его переход от одного собственника к другому завершается моментом передачи вещи по договору.
Юридические последствия в виде возникновения права собственности исключительно после регистрации наступают только в тех случаях, когда договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации.
Анализ действующего законодательства Республики Казахстана позволяет сделать вывод о том, что договора отчуждения транспортного средства не подлежат государственной регистрации, в том числе и в органах УДП.
Более того, органы УДП не занимаются государственной регистрацией сделок и прав, помимо прочих функций, их задачей является регистрация и учет отдельных видов транспортных средств и лиц пользующихся ими.
Об этом в частности упоминается в п. 2 Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств, утвержденных Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 февраля 2010 года № 90.
Пунктом 3 ст. 18 Закон Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 29-I «О безопасности дорожного движения» допуск отдельных видов механических транспортных средств и прицепов к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования осуществляется центральным исполнительным органом по безопасности дорожного движения путем государственной регистрации с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков, регистрации и учета лиц, пользующихся ими, в том числе по доверенности, приема экзаменов и выдачи удостоверений на право их управления.
Регистрация транспортных средств не влечет перехода права собственности на транспортное средство, а выступает как основание для допуска транспортного средства к участию в дорожном движении и подтверждает уже существующее, на момент регистрации, право собственности владельца транспортного средства. Регистрация сделки и транспортного средства, что очевидно, не тождественны по своей правовой природе.
С этим объективно согласуется тот факт, что в силу указанной нормы Закона государственной регистрации не подлежат следующие виды механических транспортных средств и прицепов:
1) автомобили, тракторы, включая изготовленные на их базе специальные автомобили и тракторы, самоходные шасси и механизмы, прицепы, используемые как технологический транспорт на закрытых территориях;
2) троллейбусы;
3) трамваи и другие рельсовые механические транспортные средства;
4) легковые, грузовые автомобили и автобусы, включая изготовленные на их шасси специальные автомобили, мотоциклы и мотороллеры, прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями зарегистрированные в других государствах и ввезенные на территорию Республики Казахстан на срок менее двух месяцев.
Необходимость регистрации одних видов транспортных средств и отсутствие требований о регистрации в отношении других, безусловно, свидетельствует о том, что органы дорожной полиции не осуществляют государственную регистрацию сделок связанных с отчуждением транспортных средств, регистрируя вместо этого, как и предусмотрено законом, транспортные средства и лиц пользующихся ими. В противном случае регистрации подлежали бы все транспортные средства независимо от необходимости их допуска к участию в дорожном движении.
К сожалению, на сегодня, даже в судебной практике еще имеют место случаи неверного понимания смысла и целей регистрации осуществляемой органами дорожной полиции, что в свою очередь создает определенные риски для собственников транспортных средств своевременно не осуществивших их регистрацию.
Известен случай, когда новый собственник, имея на руках договор купли-продажи транспортного средства, затягивал с регистрацией автомашины в УДП и в итоге чуть не лишился ее. При этом причина была банальной. Прежний собственник допустил просрочку по банковскому займу. Банк обратился в суд с иском о взыскании суммы долга и заявлением о принятии мер по обеспечению иска в отношении имущества должника. По данным УДП автомашина числилась за должником (прежним собственником) и поэтому на транспортное средство был наложен арест. Новый собственник узнал о случившемся только в УДП когда собрался, наконец, получить свидетельство о регистрации транспортного средства. Вместо регистрации автомашина была поставлена на штрафную стоянку, а собственнику пришлось передвигаться пешком. При этом ссылка на договор купли-продажи по которому он приобрел автомашину задолго до того как прежний собственник получил кредит, результатов не принесла.
Переговоры с банком также зашли в тупик, поскольку последний к тому времени уже имел на руках вступившее в законную силу судебное решение о взыскании долга и предлагал новому собственнику погасить сумму ссудной задолженности за постороннего человека (продавца). Только обратившись в суд, многострадальный покупатель, потратив средства, время и нервы добился освобождения законно приобретенного имущества от ареста. Однако в судебной практике имеются судебные акты и с прямо противоположными результатами.
Безусловно, вышеописанной ситуации можно было избежать, если бы собственник, своевременно обратился в органы дорожной полиции, по вопросу регистрации транспортного средства.
Но вместе с тем, следует заметить, что в целом, важное, значение имеет правильное понимание норм действующего законодательства государственными органами, в том числе и органами правосудия.
Адвокат
городской коллегии адвокатов г. Астаны А.А. Утбанов