Пояснительная записка
к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»Законопроект разработан в целях реализации положений Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
В пункте 2.2 Концепции правовой политики Республики Казахстан отмечено, что необходимо продолжить работу по упрощению регистрационных, разрешительно-лицензионных процедур, созданию барьеров для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.
Одним из направлений на пути реализации указанных задач выступает совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств.
В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана (г. Астана, 28 января 2011 года) «Построим будущее вместе!» отмечено, что в докладе Всемирного банка в 2010 году Казахстан признан лидером по проведению реформ в интересах бизнеса. В мировом рейтинге («Doing Business» по индикатору «Открытие предприятий») стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира.
Учитывая, что одними из факторов, влияющих на позицию Казахстана в приведенном рейтинге, является количество процедур, необходимых для создания юридического лица, и время, затрачиваемое для этого, предполагается дальнейшее упрощение процедур регистрации вновь создаваемых юридических лиц.
Таким образом, в целях повышения позиций Казахстана в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» по индикатору «Открытие предприятий» предлагается внести поправки в действующее законодательство Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств.
В целях упрощения процедуры создания юридического лица законопроектом предлагается:
- сократить сроки проведения государственной регистрации и перерегистрации;
- предусмотреть возможность электронной регистрации юридического лица;
- отказаться от требования предоставления справки об отсутствии налоговой задолженности в случаях, когда учредителем является юридическое лицо;
- отказаться от требования предоставления устава субъектов частного предпринимательства и положений об их структурных подразделениях и ряд других поправок.
Кроме того, в целях упрощения государственной регистрации юридических лиц законопроектом также предполагается исключить требование об обязательном нотариальном удостоверении учредительных документов (устава и учредительного договора) хозяйственных товариществ при первичной регистрации, что позволит снизить расходы учредителей юридического лица, связанные с затратами на оформление учредительных документов.
Нотариальное удостоверение учредительных документов хозяйственных товариществ изначально было введено в качестве механизма защиты от рейдерства (принудительного «захвата» действующего бизнеса). Однако, данный механизм необходим лишь при изменениях, производимых в ходе осуществления деятельности юридического лица, в особенности при внесении изменений и дополнений в устав, и, следовательно, при всех случаях перерегистрации юридического лица, предусмотренных пунктом 6 статьи 42 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
В этой связи законопроектом предусматривается установить требование о представлении нотариально удостоверенного документа, подтверждающего отчуждение (уступку) права выбывающего участника на долю в имуществе (уставном капитале) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами, в случаях перерегистрации хозяйственных товариществ по основанию изменения состава участников.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 12 статьи 37 Налогового кодекса Республики Казахстан после завершения документальной проверки и погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в полном объеме ликвидируемое юридическое лицо одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения ликвидационный баланс, для упрощения процедуры регистрации прекращающего свою деятельность юридического лица законопроектом предполагается исключить нормы о предоставлении ликвидационного балансов, решений об их утверждении, документа, подтверждающего снятие с учетной регистрации филиалов и представительств в регистрирующий орган.
В действующих законодательных актах Республики Казахстан отсутствуют нормы, детально регламентирующие порядок реорганизации юридических лиц.
В этой связи, законопроектом вносятся поправки в Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», регламентирующие детальный порядок проведения процедуры реорганизации юридических лиц.
Действующими законами процедура регистрации внесенных изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица и в положениях об их филиалах и представительствах регистрационная процедура не предусмотрена. Так, законопроектом предполагается регламентировать данную процедуру на законодательном уровне по регистрации внесенных изменений в учредительные документы некоммерческих организаций.
На сегодняшний день требования статьи 11 Закона Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров» и статьи 11 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» устанавливают ограничения в получении информации о зарегистрированных юридических лицах.
Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Конституции Республики Казахстан государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
В этой связи, в вышеуказанные законодательные акты предлагается внести поправки, определяющие критерии к общедоступной информации, что в свою очередь, обеспечит доступ к информации о юридических лицах, филиалах и представительствах.
Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных правовых и социально-экономических последствий, так как предполагаемые изменения направлены на совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Источник: Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК