Концепция проекта Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании»Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет и таможенном регулировании» (Налогово-таможенный кодекс) (далее – проект Кодекса).
Обоснование необходимости разработки законопроектаВ соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», Общенациональным планом мероприятий по реализации послания Главы Государства к народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие», Антикризисным планом действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы, а также 44 и 45 шагами Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ предусмотрено кардинальное реформирование системы налогообложения, налогового и таможенного администрирования путем объединения Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан».
Основная цель объединения налоговых и таможенных органов в Казахстане - улучшение администрирования государственных доходов через достижение эффекта «синергии» и путем внедрения «сквозного контроля»
с момента ввоза товаров на территорию Республики Казахстан до момента реализации конечному потребителю, снижение нагрузки на процедуры и расходы государства путем оптимизации бизнес-процессов, а также повышение эффективности государственных услуг в сфере налогообложения и таможенного регулирования.
На сегодняшний день объединенная налоговая и таможенная система из-за разной нормативной базы процедур налогового и таможенного администрирования (порядок учета, взимания, проведения контроля над поступлением налоговых и таможенных платежей, оказания государственных услуг и т.д.) не позволяют в полной мере достичь поставленной задачи. Налоговым и таможенным законодательством дублируются одни и те же процедуры налогового и таможенного администрирования, которые возложены на один государственный орган.
Также актуальным вопросом является совершенствование налоговой политики, приближение к стандартам ОЭСР, которое направлено на снижение уровня теневой экономики, увеличение поступлений в бюджет, стимулирование бизнеса к добровольной уплате налогов и сокращение административных барьеров, что является приоритетом в нынешней конъюнктуре мирового рынка и росте социальных обязательств государства перед населением.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена также тем, что реализация указанных задач повлечет за собой изменение более половины действующих норм Налогового и Таможенного кодексов.
Основными направлениями проекта Кодекса являются:
- В части совершенствования налоговой политики – реформирование системы налогообложения с сохранением налоговой нагрузки на отраслевом уровне, предусматривающее:
- совершенствование механизмов взимания косвенных налогов, включая рассмотрение вопроса введения налога с продаж (НсП) вместо налога на добавленную стоимость (НДС) (Шаг 44);
- реформирование специальных налоговых режимов (СНР)
с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов (Шаг 45);
- совершенствование системы налогообложения недропользователей;
- совершенствование системы налогообложения транспортных средств, а также имущества и земель физических лиц;
- введение прогрессивной шкалы ИПН параллельно с введением обязательного декларирования доходов и имущества физических лиц;
- пересмотр порядка налогообложения социального налога;
- отмену неэффективных налоговых льгот и норм, противоречащих правилам ВТО;
- решение отдельных вопросов по плате за эмиссии в окружающую среду;
- иные вопросы в рамках совершенствования налоговой политики.
- Улучшение администрирования по налогам и таможенным платежам и повышение его прозрачности путем:
- совершенствования мониторинга крупных налогоплательщиков;
- внедрения «сквозного контроля» от момента ввоза товаров в Республику Казахстан до момента реализации конечному покупателю (потребителю);
- внедрения единого порядка применения способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности и задолженности по таможенным платежам и налогам;
- внедрения единой системы учета исполнения обязательств по налогам и таможенным платежам:
- реализации иных мер, направленных на совершенствование администрирования.
- Оптимизация налоговых и таможенных процедур (оптимизация таможенных процедур, упрощение системы ведения учета поступлений, оптимизация процедур проверок, обжалование результатов контроля и т.д.).
- Оптимизация процессов (отмена отдельных видов регистрационного учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, дифференцированный подход к применению способов и мер принудительного взыскания задолженности и т.д.).
Проектом Кодекса предлагается:
I. Налоговая политика
- Совершенствование взимания косвенных налогов путем пересмотра действующих льгот и улучшения мер администрирования, включая модернизацию информационно-технических систем органов государственных доходов.
При этом, в случае замены НДС на НсП предлагаются следующие основные принципы и условия:
- взимание НсП на каждой стадии реализации товаров, работ, услуг, без предоставления зачета по входному НсП (каскадный метод);
- входной НсП подлежит включению в себестоимость товара, работы, услуги;
- при реализации товаров, работ, услуг размер облагаемого оборота определяется по стоимости товаров, работ, услуг (за исключением реализации на экспорт);
- при импорте размер облагаемого оборота определяется по стоимости ввозимых на территорию РК товаров;
- ставка НсП – не более 5%.
- Отмена действующих СНР с установлением особенностей налогообложения, предусматривающих обязательное ведение налогового учета доходов и расходов, для следующих категории налогоплательщиков:
Для ИП без наемных работников, осуществляющих определенные виды деятельности, с исчислением налога от дохода без учета расходов и установлением предельного размера дохода;
Для субъектов малого и среднего бизнеса, соответствующих определенным критериям по размеру дохода и численности работников, с исчислением налога от налогооблагаемого дохода (НОД).
- Совершенствование системы налогообложения недропользователей, в том числе через:
1) максимальную детализацию порядка ведения раздельного налогового учета для каждого вида деятельности (определение себестоимости, отнесения видов расходов и доходов к контрактной деятельности, определение уполномоченным органом границы добычи и первичной переработки);
2) исключение бонуса коммерческого обнаружения с переносом нагрузки на НДПИ;
3) введение дифференцированного подхода к налогообложению углеводородного сырья (УВС) и твердых полезных ископаемых (ТПИ), в том числе урана;
4) пересмотр перечня видов общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) с установлением по ним ставки НДПИ в МРП.
6) иные вопросы, связанные с налогообложением недропользователей.
- Совершенствование системы налогообложения транспортных средств, а также имущества и земли физических лиц.
- Введение прогрессивной шкалы ИПН параллельно с введением обязательного декларирования доходов и имущества физических лиц.
- Совершенствование порядка исчисления социального налога во взаимоувязке с социальными платежами (социальные отчисления, в ГФСС, обязательные профессиональные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательное социальное медицинское страхование), с унификацией базы исчисления, в том числе, по договорам гражданско-правового характера и видов необлагаемых доходов.
- Отмена неэффективных налоговых льгот и норм, в том числе противоречащих правилам ВТО:
- нормы по уменьшению на 70 % суммы НДС, уплачиваемого в бюджет, юридическими лицами, осуществляющими переработку сельскохозяйственного сырья, предусмотренной статьей 267 Налогового кодекса (в связи с вступлением в ВТО);
- специального налогового режима, предусматривающего уменьшение на 70 % суммы НДС, исчисленного производителями сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры и сельскохозяйственных кооперативов, предусмотренной статьей 415 Налогового кодекса (в связи с вступлением в ВТО и в рамках реформирования специальных налоговых режимов).
Наряду с этим, предусматривается пересмотр действующих налоговых льгот по принципу экономической эффективности с учетом опыта стран ОЭСР и рекомендаций (отчетов) Всемирного банка.
- Экологические вопросы, предлагаемые к пересмотру:
- пересмотр перечня загрязняющих веществ и пересмотр ставок платежей, предусмотренных статьей 495 Налогового кодекса, в соответствии со стандартами ОЭСР;
- установление компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды по установлению перечня загрязняющих веществ, ставок и методики их расчетов и администрированию
.
- Установление ограничения по периодичности внесения изменений и дополнений в Кодекс.
В целях достижения стабильности налогового и таможенного законодательства предлагается норма, позволяющая внесение изменений и дополнений в Кодекс только один раз в год без права введения норм ретроспективно.
- Другие вопросы, связанные с совершенствованием налоговой политики.
Налоговое и таможенное администрирование
В целях совершенствования налогового и таможенного администрирования предлагается:
- Установить единый учет исполнения налогового обязательства и обязательства по уплате таможенных пошлин и налогов (ТПиН).
- Уточнить срок исковой давности для проведения зачетов и возвратов излишне (ошибочно) уплаченных сумм налогов и ТПиН в бюджет с целью единообразного применения.
- Установить единый порядок применения способов и мер принудительного взыскания налоговой задолженности и задолженности по ТПиН.
- Ввести дифференцированный подход к применению способов и мер принудительного взыскания задолженности на основе градации налогоплательщика в зависимости от степени риска (высокий, средний, низкий).
- Пересмотр порядка постановки на регистрационный учет налогоплательщиков в отдельных случаях.
- Ввести дифференцированный подход к проведению таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров на основе системы управления рисками, с установлением мер по завершению отдельных контрольных действий после выпуска товаров.
- Обеспечить переход на электронное таможенное декларирование, в том числе с применением механизма автоматического выпуска товаров.
- Совершенствовать таможенные операции, совершаемые при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, включая таможенное декларирование, а также установить возможность использования предварительной информации при подаче в электронной форме: уведомления
о прибытии товаров, транзитной таможенной декларации, документов при помещении товаров на временное хранение. - Предоставить декларанту возможность отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до 1 месяца или до 6 месяцев.
- Расширить перечень категорий товаров, в отношении которых может применяться выпуск товаров до подачи таможенной декларации для экономических процедур, в отношении инвестиционных контрактов, уполномоченных экономических операторов.
- Развить институт предварительного таможенного декларирования.
- Усовершенствовать институты уполномоченных экономических операторов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
- Определить дополнительные особенности совершения таможенных операций при помещении и (или) завершении отдельных таможенных процедур.
- Предоставить возможность внесения декларантом изменений в декларацию на товары до выпуска товаров (до принятия органом государственных доходов мер в соответствии с СУР) без привлечения к административной ответственности.
- Установить порядок осуществления условного выпуска с ограничением по пользованию и (или) распоряжению товарами.
- Установить единообразную процедуру обжалования результатов налоговой и таможенной проверок в вышестоящем органе.
- Предусмотреть в целях упрощения реализации права на обжалование подачу электронной жалобы налогоплательщиками и участниками ВЭД.
- Усовершенствовать механизм мониторинга крупных налогоплательщиков, в том числе путем:
- расширения системы мониторинга на обязательный и «горизонтальный» мониторинг;
- пересмотра критериев отбора налогоплательщиков, подлежащих обязательному мониторингу, и процедуры утверждения соответствующего перечня;
- внедрения механизмов «горизонтального» мониторинга.
- Упростить порядок подтверждения резидентства нерезидента.
- Оптимизировать контроль за подакцизными товарами, осуществляемый посредством акцизных постов.
- Отменить форму государственного контроля по установлению соответствия заявителя квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, в виде предлицензионного обследования с сохранением тематической проверки на такое соответствие.
- Ввести обязательство о целевом использовании учетно-контрольных марок при импорте алкогольной продукции в Республику Казахстан для импортеров алкогольной продукции из третьих стран.
- Разграничить функции по администрированию платы за эмиссии в окружающую среду с закреплением за:
- уполномоченным органом в области охраны окружающей среды – функций по методологии, установлению ставок, проведению контроля и рассмотрению жалоб на результаты контроля по плате за эмиссии в окружающую среду;
- органами государственных доходов – функций по приему отчетности, ведению учета исчисленных, начисленных и уплаченных сумм платы за эмиссии в окружающую среду, приему и обработке сведений уполномоченных органов о результатах контроля.
- Установить для целей налогового и таможенного администрирования обязанность соответствующих уполномоченных органов и организаций по представлению сведений об объектах обложения, объектах, связанных с налогообложением, с организацией обмена данными в электронном формате.
- Усовершенствовать процедуру взыскания задолженности по нарушениям, выявленным по результатам контроля уполномоченного органа.
- Предусмотреть дополнительные меры противодействия по уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.
- Другие вопросы совершенствования налогового и таможенного администрирования.
Источник: Министерство Национальной экономики РК