Краткий обзор изменений налогового законодательства на 2014 год, внесенных Законом РК от 5 декабря 2013 года № 152-VСтатья 3Для улучшения положения налогоплательщика (налоговых агентов), законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс, могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Ранее изменения вводились не позднее 1 ноября. Вводится в действие с 1 января 2013 года.
Статьи 13, 20В целях приведения в соответствие со статьей 598 Налогового кодекса введены уточняющие поправки в статью 13 Налогового Кодекса РК в части прав налогоплательщика и в статье 20 Налогового Кодекса РК в части обязанностей налогоплательщика. Ранее выдавались справки: как об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, так и об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям. Поправками объединены 2 справки в связи с чем, исключена справка об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям. Вводится в действие с 1 января 2014 года.
Статья 41,42,43В статье 41,42,43 слова «органа внутренних дел» исключены. С 1 января 2014года документ об уничтожении печати (при ее наличии) не выдается «органами внутренних дел» при исполнении налогового обязательства прекращающего деятельность:
индивидуального предпринимателя;
частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката. При этом данный документ составляется самим лицом прекращающим деятельность.
Статья 46Налогового Кодекса РК в пункте 5 учитывая во внимание, что в соответствии с налоговым законодательством РК убытки предприятия могут переноситься на последующие десять лет, дополнительно предусмотрен абзац касательно сроков исковой давности. При этом, в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности с изменениями и дополнениями в части переноса убытков за период, по которому срок исковой давности 5 лет истекает менее чем через один календарный год, указанный срок исковой давности продлевается в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы корпоративного подоходного налога в бюджет на три календарных года. К примеру, если налогоплательщик, в декабре 2013 года внесет изменения и дополнения в налоговую отчетность 2008 года, влекущих перенос убытков, то налоговые органы теперь могут пересмотреть их еще в течение 3 лет. Вводится в действие с 1 января 2014 года.
Статья 63.Внесены поправки в пункт 1 статьи 63 Налогового Кодекса РК в том, что налоговая отчетность составляется в соответствии с требованиями форматно-логического контроля, утвержденного уполномоченным органом. Вводится в действие с 01.01.2015 года.
Формы налоговой отчетности и правила их составления ранее утверждались Правительством Республики Казахстан, то теперь будут утверждаться уполномоченным органом, т.е приказами МФ РК.. Пункт 2 статьи 63 Налогового Кодекса РК вводится в действие с 1 декабря 2013 года.
Соответствующие изменения внесены также и в статьи 64,65,67,68 Налогового кодекса.
( слова «правительство РК» заменены на слова «уполномоченный орган»)
Законом РК от 26.12.2012г. вид налоговой отчетности как «первоначальная» был исключен с 01.01.2014 года. Законом от 5 декабря 2013 года восстанавливается вид налоговой отчетности как «первоначальная», т.к., в период введения всеобщего декларирования необходимо будет четко разграничить, когда налогоплательщик представляет первоначальную налоговую отчетность, а когда очередную. Пункт 3 статьи 63 ввести в действие с 01.01.2014г.
Статья 68. Порядок представления налоговой отчетности
5. Структура электронного формата налоговой отчетности, программное обеспечение для составления и представления налоговой отчетности в электронном виде, требования форматно-логического контроля по составлению налоговой отчетности и обновление данного программного обеспечения размещаются на официальном сайте уполномоченного органа на постоянной основе не позднее чем за тридцать рабочих дней до наступления срока представления налоговой отчетности.
пункт 6 дополнено частью третьей следующего содержания:
В случае если налогоплательщик применил пункт 13 статьи 100 настоящего Кодекса, то для целей выполнения требования, указанного в пункте 6 статьи 256 настоящего Кодекса, налогоплательщик обязан представить дополнительную ликвидационную налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость.
Пункт 5 статьи 68 Налогового Кодекса, в части требования форматно-логического контроля по составлению налоговой отчетности вводится в действие с 1 января 2015 года.
Поправками в пункт 6 статьи 68 Налогового Кодекса РК, действующего с 1 января 2014 года предусмотрено, что налогоплательщик обязан представить дополнительную ликвидационную налоговую отчетность по НДС по уменьшению данной переплаты отнесенной на вычеты по КПН. Так как, пунктом 13 статьи 100 Налогового Кодекса РК предусмотрено, что после отражения в ликвидационной отчетности НДС по остаткам товаров при снятия с регистрационного учета по НДС, превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС, сложившееся на 1 января 2009 года, которое не зачтено в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, не предъявлено к возврату по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, после выполнения требований, указанных в пункте 2 статьи 230 Налогового кодекса, подлежит отнесению на вычеты по КПН.
Статья 69. Порядок отзыва налоговой отчетности
2. Методом удаления производится отзыв следующей налоговой отчетности:
2) представленной налогоплательщиком с нарушением условий пункта 2 статьи 68, пункта 5 статьи 70 настоящего Кодекса;
5) представленной налогоплательщиком после истечения срока исковой давности.
Методом удаления производится отзыв налоговой отчетности. представленной налогоплательщиком после истечения срока исковой давности.
Вводится в действие с 1 января 2014 года
Статьи 71,72Продление сроков представления налоговой отчетности налоговым органом производилось на основании налогового заявления, то теперь будет носить уведомительный характер с целью упрощения процедуры продления срока представления налоговой отчетности. Вводится в действие с 1 января 2014 года.
Пункты 2-6 статьи 71 Налогового кодекса исключены, в целях минимизации действии и процедур со стороны крупного налогоплательщика, подлежащий мониторингу. Важным моментом является то, что до 2014 года уполномоченный орган вправе был продлить срок представления отчетности по мониторингу на период не более трех месяцев со срока, установленного для представления такой отчетности, то с 1 января 2014 года данные сроки сокращены до 60 календарных дней.
Статья 73.Порядок приостановления (продления, возобновления) представления налоговой отчетности налогоплательщиком (налоговым агентом)
Вводится в действие с 1 января 2014 года.
С целью исключения возможности приостановления представления налоговой отчетности бездействующими налогоплательщиками, не представлявших налоговую отчетность в период осуществления деятельности п.4 данной статьи дополнен подпунктом 3), тем,. что решение об отказе в приостановлении представления налоговой отчетности принимается при признании налоговым органом налогоплательщика бездействующим, в соответствии со статьей 579 настоящего Кодекса.
Статья 79. Долгосрочные контракты
Статья 79 Налогового Кодекса РК исключена в связи с переносом положении по долгосрочному контракту, отраженной в статье 79 Налогового Кодекса РК в раздел 4, представленных статьями 130-1, 130-2,130-3 Налогового Кодекса, в целях предоставления возможности учета убытков по контракту при исчислении КПН. Вводится в действие с 1 января 2014 года.
Статья 87. Вводится в действие с 1 января 2014 года.
Перечень активов, не подлежащих амортизации, по которым включается в СГД доход от прироста стоимости пополнен подпунктом 6-1) пункта 2 статьи 87 Налогового Кодекса РК на инвестиционное золото. Приведение в соответствие с МСФО.
Статья 84. Совокупный годовой доход
Дополнительно предусмотрены подпункты 9) и 10) пункта 2 статьи 84 Налогового Кодекса РК регламентирующие положения, что не рассматриваются в качестве дохода акциз по подакцизным товарам ( бензин (за искл. авиационного) дизельного топлива ), являющимся продуктом переработки давальческого сырья, а также стоимость имущества полученного государственным предприятием от государственного учреждения, в виде основных средств и денег, т.е. не является безвозмездно полученным имуществом..
Вводится в действие с 01.01.2009 года.
Статья 89-1. Доходы страховой, перестраховочной организации по договорам страхования, перестрахования
Введена дополнительная статья 89-1 Налогового Кодекса РК, предусматривающий порядок налогового учета доходов страховой, перестраховочной организации по договорам страхования, перестрахования. Вводится в действие с 1 января 2012 года.
Статья 99. Корректировка совокупного годового дохода
В связи с введением нормы о ведении раздельного учета средств спец. резерва и собственных активов фонда, исключаются, т.е производится корректировка СГД на сумму инвестиционных доходов организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов физических лиц, полученные от инвестирования активов специального резерва и направленные на его увеличение.
Вводится в действие с 1 января 2014 года.
Статья 100. Вычеты
п.14. Вычету подлежат выплачиваемые Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан обязательные членские взносы, в размере, утвержденной Правительством Республики Казахстан.
Статьи 105-1,106-1.Налоговый кодекс дополнен статьей 105-1,106-1 «Вычеты страховой, перестраховочной организации», «Вычет по уменьшению активов перестрахования по незаработанным премиям и непроизошедшим убыткам».
Статья 115. Затраты, не подлежащие вычету
4-1) Вводится в действие с 1 января 2014 года.
Поправками пополнены затраты, не подлежащие вычету в соответствии со статьей 115 Налогового Кодекса РК на расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Статья 118. Поступление фиксированных активов
В связи с введением подпункта 10) пункта 2 статьи 84 и подпункта 23-1) пункта 1 статьи 85 НК, водится в действие пункт 4 -1 статьи 118 Налогового Кодекса РК с 1 января 2009 года.
Для определения первоначальной стоимости фиксированных активов при получении государственным предприятием от государственного учреждения фиксированных активов, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за таким предприятием
Также вводится в действие пункт 11-2 статьи 118 Налогового Кодекса РК с 1 января 2012 года, для определения первоначальной стоимости фиксированных активов страховой, перестраховочной организации по договорам страхования, перестрахования.
Статья 147. Ставки налога
Поправками предоставлена возможность применения ставки 10 % к налогооблагаемому доходу при исчислении КПН по производству продукции пчеловодства наравне с юридическими лицами - производителями сельскохозяйственной продукции. Вводится в действие с 1 января 2009 года. А также отмечено, что доходы от полученных бюджетных субсидии на производство сельскохозяйственной продукции подлежат налогообложению в рамках применения ставки 10% по КПН, а не как иная деятельность подлежащая обложению КПН по ставке 20%. При этом, для единого чтения регламентированы виды субсидии, на которые распространяется такое положение.
Статьи 156 и 357В связи с внесенными изменениями в Трудовой кодекс Республики Казахстан, в целях социальной поддержки населения, введен подпункт 26-1 пункта 1 статьи 156 Налогового Кодекса РК, который вводится в действие с 01.01.2014 года
Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются доходы в виде расходов работодателя на оплату отпуска по беременности и родам, отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, - в пределах минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода
Положения настоящего подпункта применяются в случае, если это предусмотрено условиями трудового и (или) коллективного договора, актом работодателя. Данный вид доходов также не облагается социальным налогом.
Статья 365. Налогоплательщики
Из списка лиц, освобождаемых от уплаты налога на транспорт исключены из льготной категории владельцы автомобилей с объемом двигателя свыше 4000 куб.см., регистрация (перерегистрация) которых в уполномоченном органе произведена после 31 декабря 2013 года. Вводится в действие с 01.01.2014 года
Статья 367. Налоговые ставки
Также предусмотрены ставки отдельно по легковым автомобилям с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров, произведенных (изготовленных или собранных) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года. Вводится в действие с 01.01.2014 года
Статья 387. Корректировка базовых налоговых ставок
Базовые ставки в населенных пунктах по земельным участкам, предназначенным для строительства объектов и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан увеличиваются в десять раз, за исключением по земельным участкам городов районного значения, поселков, сел (аул). Вводится в действие с 01.01.2014 года
Статья 406. Налоговая база
Базовая стоимость одного квадратного метра жилища, дачной постройки для исчисления налога на имущество физических лиц увеличены в два раза, за исключением в населенных пунктах по категориям: города областного значения, города районного значения, поселки, села (аулы). Вводится в действие с 01.01.2014 года Так, базовая ставка по г. Петропавловск ранее составлявшая 18 000 тенге за 1 кв.м, увеличилась до 36 000 тенге. В результате стоимость жилых помещений в городе Петропавловске по расчетам Центра по недвижимости увеличится в 2 раза.
Статья 408. Налоговые ставки
Также увеличены ставки налога на имущество, которая исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по регрессивной шкале. При этом, минимальная ставка устанавливается на имущество стоимостью менее 2 млн. тенге и составляет 0,05%, максимальная ставка устанавливается на имущество стоимостью свыше 450 и составляет 2 946 600 тенге плюс 2 % с суммы, превышающей 450 млн. тенге.
Вводится в действие с 01.01.2014 года
Статья 428. Условия применения специального налогового режима
При переходе со специального налогового режима на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка. До 1 января 2014 года возможность перехода предоставлялась не ранее чем через два года. Вводится в действие с 01.01.2014 года
Статья 448. Общие положения
Действие подпунктов 3) и 4) пункта 3 статьи 448 Налогового кодекса, приостановлено до 1 января 2016 года.
Специальный налоговый режим для юридических лиц производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов не вправе применять:
3) юридическое лицо, в котором доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
4) юридическое лицо, у которого учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим.
Статья 468. Налоговая декларация
Декларацию по сбору, плательщики сбора представляют в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором проводились аукционы (аукцион). Вводится в действие с 1 января 2014 года. До 2014 года декларация предоставлялась ежемесячно.
Сборы
Статья 534. Объекты взимания
8) за выдачу удостоверения охотника и его ежегодную регистрацию;
8) за выдачу (переоформление) удостоверения охотника (дубликата удостоверения охотника);
Статья 540. Ставки государственной пошлины за совершение прочих действий
Если ранее были ставки только за выдачу удостоверения охотника, то с 2014 года предусмотрены ставки за переоформление и получения дубликата, при этом ставки за ежегодную регистрацию отменены. Сами же ставки с 10 % увеличены до 200% от МРП.
Статья 557. Налоговая тайна
Органы налоговой службы представляют сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента) в следующих случаях: ….
14) уполномоченному органу по предпринимательству в части сведений, необходимых для ведения реестра субъектов частного предпринимательства.
Перечень представляемых сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству;
15) уполномоченному органу в сфере таможенного дела. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну;
16) уполномоченному органу в сфере исполнения республиканского бюджета и обслуживания исполнения местных бюджетов. Вводится в действие с 1 января 2014 года
Статья 577. Постановка на регистрационный учет по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением
Индивидуальные предприниматели, физические лица и юридические лица, имеющие на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования, временного возмездного землепользования, временного владения и пользования, доверительного управления объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, представляют налоговое заявление о постановке на регистрационный учет по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, либо по месту жительства, месту нахождения. Вводится в действие с 1 января 2014 года
Статья 645. Постановка на учет ККМ в налоговом органе.
В статье 645 Налогового кодекса, налогоплательщиками, осуществляющими оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции обязательство по применению контрольно-кассовых машин обеспечивающих передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы налоговой службы по сетям телекоммуникаций общего пользования перенесено с 1 января 2014года на 1 июля 2014 года.
НДС с 01.01.2014г.:
Статья 238 «Размер облагаемого оборота» пункт 7 дополнена пунктом 9-1. При реализации физическому лицу автомобилей, приобретенных юридическим лицом у физических лиц, оборот по реализации определяется как положительная разница между стоимостью реализации и стоимостью приобретения автомобилей. В старой редакции пункт отсутствовал.
Статья 243 «Подтверждение экспорта товаров» дополнена п.3 «Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, представление документов, не требуется». Ранее факт экспорта товаров подтверждался предоставлением документации на бумажном носителе.
Статья 255 пункт 1 Дополнен подпунктом 13) Импорт, освобождаемый от НДС: предметов религиозного назначения, ввозимых религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции РК. Ранее предметы религиозного назначения облагались НДС по установленной ставке.
В области акцизов с 01.01.2014г. вводятся следующие изменения:
В соответствии с поручением Главы государства от 20 марта 2013 года № 01-25.30-1 Правительству поручено период поэтапного повышения ставок акциза на алкогольную продукцию сократить с 2020 до 2016 годы. Также, в соответствии с Новой бюджетной концепцией предусмотрено повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. Поправки направлены на объединение ставок на коньяк, бренди, произведенные из импортного и отечественного производства, так как данная норма противоречит унификации ставок в рамках ЕЭП и требованиям ВТО. Так, на 2014г. ставка акциза на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин и пива) поднялась с 500 тенге/литра 100% спирта до 1000 тенге, на коньяк, бренди с 170 тенге/литра 100% спирта до 250 тенге, на сигареты с фильтром с 1550 тенге/1000 штук до 3000 тенге.
Источник:
Налоговый департамент по СКО