Кайрат-F2 » 28 июн 2010, 10:33
Когда мы говорим о своей компании, о своих планах, своих достижениях, результатах, мы, как правило, говорим о себе, своих планах, своих достижениях и результатах. А нужно о том, что происходит на Вашем рынке. И не важно когда Вы это говорите, для себя, строя планы, составляя бизнес-план для получения кредитов или в отчетах перед советом директоров.
На деле Вы должны не всё посвящать своей компании, а тому, что формирует рынок. И один из самых важных частей такого рассказа это Ваши конкуренты. Как обычно в наших глазах выглядят конкуренты? Правильно, это какие-то плохие люди, которые всячески мешают жить лично Вам и всей Вашей компании. А как на деле? Оказывается, от конкурентов много хороших вещей идет, давайте посмотрим на некоторые из них.
Хороший признак. Во-первых, конкуренты это хороший признак. Если у Вас нет конкурентов, часто это плохой признак. Возможно, ту нишу, которую Вы выбрали не стоит рассматривать как достойную, раз в ней не могут ужиться другие компании, то возможно и у Вас мало шансов. Наличие конкурентов в этой нише нужно, прежде всего, смотреть, при построении бизнес-плана. В соседней теме у нас выложили бизнес-план и там как обычно наличию конкурентов и их действиям посвящено всего пара строк. А должно быть намного больше. Есть конкуренты, значит, есть повод присмотреться на рынок, но готовьтесь, что Вам придется с этими конкурентами жить. Нет конкурентов, такого рынка стоит бояться.
Формирование рынка. Следующий повод любить конкурентов, это то, что они формируют рынок. Вместе они делают то, на что у Вас может не хватить сил. Например, они рекламируют те товары и услуги, которые продаете и Вы. И такой рекламой они формируют у потребителя потребность в этих услугах. На примере услуг 1С: конкуренция на вид очень большая, но каждый из них доказывает потенциальным клиентам, что они не могут жить без нее, и этим помогают не только себе, но и своим клиентам. В тех же нишах, где конкуренция ниже, там и рынок сформирован хуже, и Вам, возможно, кроме рекламы себя, придется тратить усилия на то, чтобы объяснить потенциальным клиентам, зачем вообще им нужны Ваши услуги, товары.
Ошибки. Да, любая компания на своем пути совершает ошибки. Вы, конечно, надеюсь, будете учиться на допущенных собственных ошибках. Но каждая ошибка для компании может быть связана с серьезными убытками. Вместо того, чтобы методом проб и ошибок учиться, Вы можете смотреть на ошибки, достигнутые Вашими конкурентами. Это намного дешевле для бизнеса. Таким образом, Вы можете обойти те подводные камни, на которые налетели Ваши конкуренты.
Источники идей. Ваша компания, бесспорно, самая гениальная и собрала в себе кучу интересных и полезных людей. Но полезные идеи могут прийти и Вашим конкурентам. Так бывает. В бизнесе обычно мы склонны считать, что идеи конкурентов, это что-то неудачное. Часто мы либо не обращаем на это внимание, либо даже высмеиваем их. На деле, пока Вы будете это делать, Ваш конкурент будет пожинать плоды своих идей.
Кадры. Круговорот сотрудников компаний в наши дни естественен. И, возможно, бывшие Ваши сотрудники будут работать у конкурентов и, наоборот, его сотрудники будут работать на Вас. Но нужно смотреть на это не только отрицательно. Наличие конкурентов на рынке, формирует и рынок труда для них. А значит конкуренция среди тех, кто пытается устроиться на работу. А из этого следует, что Вы можете набирать к себе на работу более знающих и опытных сотрудников. В нише, где конкуренции нет и сотрудников найти сложно. Пример: на рынке есть специалисты по установке пластиковых окон, а вот специалистов по настройке сложных электронных микроскопов найти тяжело, возможно, вам придется самим их обучать.
Консолидация. Кто знает, возможно, те, на кого Вы сейчас смотрите как на конкурентов, однажды в будущем окажутся вашими партнерами в бизнесе. Может, Вы на время объединитесь для решения каких-то совместных задач, а может и Ваши компании полностью объединятся. Наличие конкурентов сейчас это возможность роста Вашей компании за счет объединения с некоторыми из них.
Вот несколько вещей, которые Вам приносят косвенную прибыль. Возможно, на деле, их больше, это те, которые я могу вспомнить. Как видите, конкуренты могут быть намного более полезными, чем это кажется на первый взгляд.
И тут я пытаюсь донести самую важную и сложную вещь: любите тех, кто считает Вас своим конкурентом. Поймите, что пока есть конкуренты, они могут быть Вам полезны. Любите Ваших конкурентов и если возможно, помогайте им.
Если, когда-нибудь в будущем, Вы займете большую часть рынка и у Вас не останется конкурентов, это плохой признак. В этот момент Вы должны сделать самое сложное - помочь создать конкурентов на рынке. Помогайте своим конкурентам деньгами и финансами, рекламируйте их, развивайте их. На деле этим Вы помогаете и себе.