Индивидуальный идентификационный номер - ИИН и БИН - бизнес-идентификационный номер по планам должны были с 13 августа 2010 года сменить в Казахстане РНН и СИК, выступая как общий идентификатор для физических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИИН) и для юридических лиц (БИН) согласно Закона Республики Казахстан №223-III «О национальных реестрах идентификационных номеров» от 12 января 2007.
Однако, как показала практика, и в этот раз все самые важные шаги для полного перехода на новую систему стали полномасштабно выполняться только в последние месяцы перед введением новой системы.
Новые реквизиты предприятий, ИП и физических лиц должны были стать основой не только для бизнеса, но и для всей социальной среды государства переходить на них в течение первых 3 лет не торопились ни многие государственные органы, ни частные компании, ни обычные граждане государства.
К началу 2010 года, за полгода до плановой отметки, на которую запланировали отказ от РНН и СИК, многие еще не получили новые номера. Так получилось, что в этот раз бизнес-структуры оказались более готовы, чем государство и обычные физические лица.
Новые номера БИН с 2007 года получали все новые и перерегистрированные предприятия, так получается, что у нас период жизни средней компании не самый большой, одни компании закрываются, новые создаются, поэтому процент компаний получивший новые БИН уже из-за этого был довольно высок, да и юристы, руководители и бухгалтера многих компаний самостоятельно подавали документы на получение новых свидетельств БИН и ИИН, понимая, что иначе их работа будет с августа заморожена.
Другая ситуация обстояла с Индивидуальными идентификационными номерами физических лиц. Вплоть до 2010 года многие граждане нашей страны в лучшем случае, что-то слышали о новых номерах, усложнили ситуацию слухи об электронных удостоверениях личности и т.п. Как следствие в 2010 году у граждан страны появилась новая тема для беспокойств - надо ли им менять их удостоверения личности, чтобы получить новый номер без которого они не смогут получить пенсию, заработную плату, выехать заграницу и т.д.
По счастью, номера ИИН в удостоверения личности начались проставляться в удостоверения личности почти за 10 лет до ввода нового Закона, так что у самого активного и молодого населения РК эти номера были. Не оказалось их у нескольких прослоек населения, в первую очередь у пенсионеров, в итоге в органах осуществляющих замену удостоверений (прежде всего в центрах обслуживания населения) скопились очереди, большая часть которых была из стариков и старушек, которые вынуждены были простаивать многочасовые очереди.
Система ЦОН оказалась к этому явно не готова, еще год назад смена удостоверения была связана с во многом более коротким временем ожидания в залах ЦОН. Теперь же с каждым месяцев очереди только увеличивались.
Ну и третья часть сложной цепочки перехода это готовность самого государства к полному переходу на новую систему. Несмотря на то, что Закон о переходе на новые номера четко определил сроки перехода, многие Законы, Постановления и другие документы в своей основе не учитывали перехода на ИИН/БИН. Не во всем готовы оказались бланки заявлений, свидетельств, актов и других документов.
Не лучше дела обстоят и с различными электронными системами различных государственных ведомств. Созданные за последние 10 лет, они в своей основе зачастую опираются на РНН и в некоторых случаях СИК, и многие из до сих пор не модифицированы на новые идентификационные номера БИН и ИИН. Хорошо, что номера удостоверений личности не отменяются.
Как результат, если смотреть готовность к новым номерам БИН и ИИН лучше всех оказались юридические лица и индивидуальные предприниматели. Хуже обстоит готовность самого государства. А физические лица в большинстве своем скорее "случайно" получили номера ИИН, когда проводили обмен удостоверения личности и т.п. операции за последние 10 лет, если бы эти номера стали выдаваться не в 90-х годах, а с 2007 года одновременно с БИН, то очереди в ЦОН были бы еще больше.
Результатам всего этого стало понимание руководителей исполнительной власти, что в целом государство не полностью готово к переходу на новую номера ИИН и БИН. Этот вопрос был решен на совещании Премьер-Министра РК 28 апреля и срок перехода был отложен еще почти на полтора года - до 1 января 2012 года.
Статья подготовлена специально для Форума налогоплательщиков и бухгалтеров Казахстана http://www.F2.kz, любое использование материала, только с согласования с АдминистрациейОстается надеяться, что такой перенос даст возможности планово перейти Казахстану на номера ИИН и БИН, в конце 2011 года опять не возникнет период стихийного перехода на новые номера.