Ранее мы уже говорили о том, что возможно в ближайшем будущем нас ждет смена налоговых программ на другие. В этой статьей мы продолжим цикл статей о новых программах НК МФ РК для сдачи налоговой отчетности. Напомним, что началась она с темы в 2008 году:
Кто будет создавать налоговые программы в следующем году?. В ней анализировалось, кто на данный момент разрабатывает программы и кто может начать делать в будущем.
В основе этой статьи лежит выступление А. Герун, начальника Управления информационных технологий НК МФ РК в 2008 году. Да и сама статья была целиком написана в 2008 году, однако по ряду причин мы решили на полгода задержать с выпуском этой статьи-анализа. И так статья представляет собой комментирование выступления начальника УИТ Налогового Комитета Алены Витальевны Герун в 2008 году.
На сегодня Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан принято решение о переходе на новые информационные технологии приема и обработки форм налоговой отчетности (ФНО).
Всё таки мы были правы, когда еще в апреле,
предполагали скорую смену налоговых программ.
Это непростое и взвешенное решение обусловлено несколькими факторами:
1. МОРАЛЬНЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ИЗНОС СИСТЕМЫ
Ядро системы и технология ввода и обработки ФНО проектировались в 2001 году, в качестве базовых решений были выбраны актуальные для того времени технологии.
Да, действительно, существующие программы были актуальны для того времени. С тех пор появилось много нового. Появились новые технологии, новые возможности и новые пожелания к программам.
Это решение, на наш взгляд, полностью соответствовало нашим финансовым и техническим возможностям, нашему представлению о способах и методах решения поставленных задач. Однако за прошедшие годы произошло существенное развитие информационных технологий, позволившее повсеместно повысить эффективность информационных систем:
1. появились новые готовые инструментальные пакеты и технологии от мировых вендоров, которые позволяют организовать ввод и обработку данных без написания собственных программных кодов. Цены на такие пакеты постоянно снижаются, их качество, эргономичность, возможность быстрой адаптации под конкретные прикладные задачи существенно повысились. Так, для того, чтобы разработать, внедрить, обеспечить соответствующими сервисами новую форму налоговой отчетности в эксплуатирующейся в настоящее время ИС ФНО, необходимо физически написать и отладить специальный программный модуль обработки, что потребует нескольких месяцев работы группы высококвалифицированных специалистов. В то же время, проектирование и ввод в эксплуатацию этой же формы с использованием появившихся за последние 2-3 года универсальных средств, например, от Adobe, позволяет выполнить эту работу силами Налогового комитета без привлечения сторонних подрядчиков;
Довольно странный пункт. Действительно, сейчас есть несколько технологий, которые могут облегчить разработку и сопровождение подобного ПО. Если говорить про Adobe, то у него есть сразу несколько технологий. Это Adobe AIR, FLEX, ColdFusion. Вместе с тем говорить, что эти средства смогут обеспечить разработку новой формы налоговой отчетности полностью самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов очень амбициозно. Мне кажется бессмысленным держать в штате УИТ НК специалистов, которые бы разрабатывали полностью цикл: визуальную форму налоговой отчетности, все необходимые проверки, а также процедуры приема налоговых форм и разноски на лицевые счета. Такие процессы необходимо давать в аутсорс, т.е. на разработку привлеченным организациям.
2. развитие Интернета, его доступность широким слоям населения и коммерческим структурам, появление простых интерактивных сервисов, несмотря на относительно высокую стоимость, породили готовность большинства налогоплательщиков к взаимодействию с налоговыми органами электронным способом. Так, по итогам социологического опроса за 2007 год, несмотря на обоснованные жалобы на трудоемкость процедур и нестабильную работу информационных систем 60% налогоплательщиков юридических лиц подают налоговую отчетность только в электронном виде, еще около 40% готовы отказаться от походов в налоговый комитет для сдачи отчетности, как только будет упрощен ее прием в электронном виде;
Полностью согласен, и для больших организаций и для мелкого и среднего бизнеса электронная сдача отчетности зачастую дает массу преимуществ и позволяет экономить время при сдаче налоговой отчетности и облегчить работу НП. Вот только иногда это дает такие трудности, что махом перечеркиваются все преимущества. А бесплатность самой электронной налоговой системы и ее унификация на всей стране во многом уникальна.
3. АО «Казахтелеком» внедрены новые сервисы, что позволило многократно увеличить быстродействие, пропускную способность и защищенность каналов связи. Это позволяет организовать уверенный и безопасный обмен данными между налогоплательщиками и налоговыми органами, не применяя специальных систем гарантированной доставки сообщений (СГДС), без которых невозможно было построить надежные информационные системы несколько лет назад, и которые сегодня существенно тормозят развитие систем;
Казахстанский Интернет это не только Казахтелеком, но его влияние действительно неоценимо. Но опять таки непонятно о каком сервисе от Казахтелекома здесь говорится. По сути, они должны обеспечить каналы связи, защищенные криптографически. Из наиболее известных мировых средств, это, прежде всего, технологии VPN (виртуальные частные сети), сейчас они уже применятся Казахтелекомом, например для обмена данными между банком и программами банк-клиент, а также для других специализированных задач (межбанковское взаимодействие, электронная избирательная система и т.д.). Но нужно четко иметь в виду, что созданный сервис должен быть доступен не только пользователям АО «Казахтелеком» и не только в Казахстане.
Кроме того, приходит на память проект «Единой транспортной среды государственных органов» (ЕТС). Этот проект описывает и реализует средства коммуникаций для государственных организаций. Но ни смотря на то, что ЕТС сейчас в значительной мере готов к работе, он еще (на мой взгляд) не готов, чтобы объединить тысячи налогоплательщиков Казахстана.
4. построение в соответствии с поручением главы Государства электронного правительства в республике Казахстан ставит перед нами задачи по организации взаимодействия с налогоплательщиками через портал и шлюз электронного правительства, предъявляет новые требования к информационным системам Налогового комитета в части интеграции с информационными системами других ведомств. В связи с этим, для организации эффективного взаимодействия новой системы с порталом электронного правительства и информационными системами других ведомств, принято решение использовать для ее построения технологии и базовые программные средства, аналогичные тем, которые применялись для построения инфраструктуры электронного правительства.
Вспомним об этом в следующей статье-исследовании, сейчас не будем заострять на этом внимание. В принципе портал Налогового комитета уже работает, но очевидно, что его хотят менять с возможностью интеграции электронной налоговой системы.
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИС ФНО
С 2001 года по 2007 год включительно на разработку информационной системы ФНО и СГДС без учета оборудования было затрачено около 1430 млн. тенге. Еще порядка 324 млн. тенге было израсходовано на сопровождение системы. По нашим расчетам, за счет повышения производительности труда, только в 2006 году экономия средств на оплату труда работникам НК, занятым приемом и обработкой ФНО, составила порядка 200 млн. тенге. Если бы основные функции ФНО не были автоматизированы, Налоговый комитет был бы вынужден для обеспечения качественной работы дополнительно принять на работу до 400 сотрудников. Таким образом, необходимо признать, что ИС ФНО, несмотря на нарекания налогоплательщиков, эксплуатируется в режиме самоокупаемости.
Действительно большие суммы, но и эффект от них бесспорен.
Принятая нами технология разработки новой версии ИС ФНО предполагает:
• реализацию клиентского приложения и части функционала серверного приложения за счет средств, которые предусмотрены в бюджете на развитие ИС ФНО в 2008 2009 годах;
Фраза «части функционала серверного приложения» может навести на мысль, что либо система будет в некоторых частях основана и базируется на старых технологиях, либо переход будет долгим и даже в 2009 году он не будет завершен полностью.
• реализацию части новых функций подачи и обработки ФНО, организации кабинета налогоплательщика в рамках бюджета на разработку портала налогоплательщика;
Вероятно, часть функций по сдаче отчетности будет осуществляться через портал (веб-сайт) Налогового Комитета, либо суммы настолько высоки, что просто не укладываются в бюджет
• сокращение расходов на сопровождение СГДС и старой версии ИС ФНО в 2009 году и организация за счет этих средств сопровождения новой транспортной среды.
Всё-таки СГДС не будет, но будет другая система по передаче данных между налогоплательщиками и Налоговым комитетом.
Таким образом, к концу 2009 года НК МФ РК планирует полный переход на новую систему ФНО без существенного увеличения бюджета на развитие и сопровождение системы. В дальнейшем эксплуатация системы ИС ФНО новой версии будет обходиться на 50-60 млн. тенге в год дешевле, чем было бы необходимо для поддержки и эксплуатации существующей версии.
Для налогоплательщиков также важно, что эта система была и эффективной и не мешающей исполнять свои функции налогоплатльщика.
Вся существующая вычислительная техника, используемая в ИС ФНО, будет использована в новой версии. Система позволит использовать мощные сканеры, уже имеющиеся в Налоговом комитете.
Тут же возникает вопрос: а сейчас эти мощные, а значит, очень дорогие сканеры используются? Не получится как со сканерами для ЕНТ, когда покупали сначала одни дорогие сканеры, потом другие, потом бумагу для них и т.д.
3. ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ РАБОТЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИХ ОЖИДАНИЙ
К сожалению, в последнее время участились нарекания налогоплательщиков на работу системы ИС ФНО. Выделим основные причины недовольства пользователей системой и покажем, каким образом они будут устранены в новой версии ИС ФНО:
• Большие временные задержки при обработке деклараций, которые происходят из-за переполнения очередей СГДС. Это связано, прежде всего, с тем, что принятая в 2001 году технология не может справиться с многократным увеличением объемов информации. Решить проблему можно многократным увеличением вычислительной мощности ИС, увеличением пропускной способности каналов связи. Как уже сказано выше, это экстенсивный путь решения проблемы, который вызовет лавинообразное повышение затрат на эксплуатацию системы и решит проблемы только на какое-то короткое время. НКМФРК предполагает для решения указанной проблемы, прежде всего, отказаться от СГДС и перейти на современные технологии доставки сообщений через Интернет. Будет пересмотрена и оптимизирована структура базы данных, что позволит повысить производительность серверной части системы. Будут изменены принципы межсистемного взаимодействия, на основе применения единой информационной шины, что позволит сократить время разноски начислений на лицевые счета.
То есть для решения предлагается три пункта:
- Замена СГДС на «современные технологии доставки сообщений через Интернет», пока не понятны, какие это технологии - нельзя говорить, насколько они могут быть удобны, сложны и эффективны;
- Оптимизация «базы данных» это хорошо, позволит ускорить скорость приема ФНО и разноску на Лицевые счета;
- «изменены принципы межсистемного взаимодействия, на основе применения единой информационной шины» - эта часть скрыта от пользователей
• Сложность процесса подготовки и отправки налоговой отчетности, обусловленная тем, что, кроме непосредственно программного обеспечения клиентского приложения, пользователю надо знать основные принципы работы СГДС, уметь устанавливать ее на свой компьютер и поддерживать в актуальном состоянии. В новой версии системы мы исключим этот компонент и сделаем работу пользователя простой и комфортной
«Бог в помощь». Надеюсь, надежды оправдаются. В любом случае налогоплательщикам придется изучать новые системы. Наверняка и для новой системы найдутся недовольные.
• Неоправданно высокие интеллектуальные, а иногда и финансовые затраты на подготовку и сдачу форм налоговой отчетности в электронном виде для мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей. В новой системе мы предложим несколько альтернативных способов подготовки и сдачи форм налоговой отчетности, в том числе таких, как заполнение форм через Интернет непосредственно на сайте Налогового комитета, подготовка форм на автономном компьютере с последующей их распечаткой в виде машиночитаемых документов с штрих-кодом и отправкой в налоговый орган по почте. Внедрение этих новых методов подготовки деклараций отчасти решит задачи, возникающие с предстоящим внедрением всеобщего налогового декларирования (ВНД) в Республике.
Т.е. нас ждут два нововведения:
- возможность набирать и отправлять налоговые отчеты из самого браузера, т.е. не нужно будет устанавливать налоговые программы на компьютер, отчетность будет набираться сразу на сайте Налогового Комитета. Это неплохая альтернатива налоговым программам.
- можно будет распечатывать налоговые формы прямо из налоговых программ. С 2008 года действует норма, согласно которым необязательно при бумажной сдаче отчетности использовать цветные бланки, вместо них можно использовать черно-белые бланки. Теперь эти бланки можно будет распечатывать прямо в программе. Для справки: платные налоговые программы уже имели такие функции, что экономит финансы и время.
• Отсутствие оперативной информации о прохождении поданных документов по инстанциям, о статусе документов, о наличии ошибок, о разноске начисленных сумм на лицевые счета порождают у налогоплательщика чувство неуверенности в полноте исполнения им своих налоговых обязательств, не позволяют вовремя предъявить мотивированную и обоснованную претензию, если процесс приема отчетности неоправданно задерживается. В новой редакции системы предусматривается принципиально новая возможность общения налогоплательщика с налоговым органом через «личный кабинет налогоплательщика», который представляет собой персонифицированную и защищенную от несанкционированного доступа страницу на сайте налогового комитета. Налогоплательщик подключается к своему виртуальному кабинету через Интернет и в оперативном режиме получает доступ к хранящейся в базах данных информации о себе и своих взаимоотношениях с налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством. Налогоплательщик всегда в оперативном режиме реального времени сможет посмотреть статус любого отчета, проконтролировать правильность расчетов и разноски начислений на его лицевом счете, вовремя внести необходимые корректировки;
Т.е. на новом созданном портале можно будет получить доступ к своим лицевым счетам, и там функционал будет перекликаться с функциями ИНИС РК для налогоплательщиков.
• Сложность получения актуальной информации о текущих изменениях в законодательстве и подзаконных актах по налогообложению, сроках сдачи деклараций, налогооблагаемой базе и т. д. Планируется всю эту информацию оперативно предоставлять через портал налогоплательщика, личный кабинет и через информационный модуль клиентского приложения ИС ФНО.
Этот пункт вообще нельзя связывать с налоговыми программами. Актуализация данных на официальном сайте Налогового Комитета часто вызывает нарекания. Информация должна поддерживаться не теми же людьми, которые разрабатывают налоговые программы. Это прерогатива работников Налогового Комитета. И на существующих налоговых сайтах НК, вполне можно было поддерживать оперативную и точную информацию. И если сейчас этого нет, это никак нельзя связывать с разработчиками налоговых программ. Это задачи других людей, сотрудников НК МФ РК. Но и к этому пункту мы позже вернемся
4. СМЕНА ПОДРЯДЧИКА ПО РАЗРАБОТКЕ ИС ФНО
Учитывая тот фактор, что при разработке новой редакции ИС необходимо использовать принципиально новые и современные технологии, которые позволят эксплуатировать систему достаточно продолжительный период времени, но при этом обеспечить преемственность решений, нами принято решение о смене подрядчика по разработке системы. В качестве нового подрядчика привлекается
Компания EPAM Systems, которая будет осуществлять разработку совместно с компанией ПЛЮСМИКРО. О планах компании ПЛЮСМИКРО будет рассказано позднее.
В этом пункте не указывается, какого подрядчика на разработку программ они меняют. На данный момент налоговые программы разрабатывают следующие компании:
СГДС, ИС ЭФНО, НДС, ИСИД, ИС МОП –
АО НАТ-Казахстан (известная как АО New Age Technologies, АО NAT)ИНИС РК –
ТОО ПлюсМикроИС Декларант (ИС Акциз) –
ТОО IT Research Company (ТОО ITRC)Получается, что на смену СГДС придет другая транспортная система, разработанная не NAT-Kazakhstan. Также очевидно сменятся ЭФНО, НДС и ИСИД.
ИС Декларант вполне возможно останется в разработке компании ITRC.
О самих этих компаниях и о том, какими могут быть эти программы, мы обсудим в следующей статье.
Таким образом, решение о разработке новой версии ИС ФНО позволит нам качественно улучшить работу Налогового комитета МФ РК, снять напряженность во взаимодействии с налогоплательщиками, сократить сроки сдачи и обработки ФНО без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
А этот пункт я оставлю на волю читающего. Как думаете смена программ, позволит решить проблемы?
И так повторюсь статья была написана уже далеким летом-осенью 2008 года, но по ряду причин мы тогда отложили выпуск этой статьи. Но сейчас уже в черновиках лежит еже пара статей о новых системах отправки налоговой отчетности, их краткий анализ и пример того, как Администрация этого сайта случайно оказала влияние на один из участков новой системы, и получается часть нашей работы заложена в новую систему.
Если Вы хотите прочитать следующие статьи этой серии, то нам интересен Ваш отклик на эту статью, будем рады любым замечаниям, поправкам, комментариям.
P.S.: статья написана специально для Форума налогоплательщика Казахстана, любое использование материала на других ресурсах, сайтах или печатных изданиях, только с разрешения Администрации сайта