Клео » 26 окт 2015, 16:51
Законом РК от 2 августа 2015 года № 342-V внесли поправки в Трудовой кодекс РК ( вводится в с 1 января 2018 г.).
( В рамках программы «100 конкретных шагов»: В мае 2015 года Главой государства Нурсултаном Назарбаевым был предложен План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ.
«100 конкретных шагов» - это ПЛАН НАЦИИ по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.
В целях его реализации планируется внести изменения в ряд законодательных актов РК с 2016-2018 года.
Шаг 83. Либерализация трудовых отношений. Разработка нового ТРУДОВОГО КОДЕКСА.)
Еще не введен в действие, но одобрен Мажилисом во втором чтении
Мажилис Парламента
Республики Казахстан
Пояснительная записка
к проекту Трудового кодекса Республики Казахстан(фрагмент)
...Задачами трудового законодательства Республики Казахстан являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, социальной стабильности...
Принятие нового Трудового кодекса Республики Казахстан не повлечет за собой отрицательных социально-экономических последствий и финансовых затрат из государственного бюджета…
Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов
Основные нововведения, предусмотренные проектом Кодекса:1. Упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике, предусматривает создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу.
К примеру, в целях сохранения рабочих мест, предлагается установить срок временного перемещения работников на весь период простоя предприятия (вместо одного месяца). Также предусматривается право работодателя на перевод работника без его согласия (в случае простоя предприятия) на любые имеющиеся вакансии, работа по которым не противопоказана по состоянию здоровья.
2.Расширение перечня оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя (было 19 стало 26).
В проекте нового Кодекса по инициативе работодателя может быть расторгнут трудовой договор также в случаях:
— повторного непрохождения работником проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда или промышленной безопасности;
— ухудшения экономического состояния организации, повлекшего снижение объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг…
—нарушения условия о неконкуренции, предусмотренного трудовым договором…
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
73) условие о неконкуренции – условия договора о неконкуренции, ограничивающие право работника на осуществление деятельности, способной нанести прямой или косвенный ущерб (убыток) работодателю
На практике, по этой же причине работодатель производит сокращение численности работников, используя основание, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 «сокращение численности или штата работников», с выплатой компенсации в размере средней зарплаты за один месяц.
При этом расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
— закрытие структурного подразделения (цеха, участка); — отсутствие возможности перевода работника на другую работу;
— письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.
При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы.
3. Предлагается предоставить работодателю право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения.
4. Предлагается предоставить работодателю право установления испытательного срока любым категориям работников. Данное нововведение обусловлено тем, что существующий запрет для работодателей на установление испытательного срока для лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников ВУЗов и ТиПО, впервые приступивших к работе, не способствуют трудоустройству граждан, относящихся к данным категориям, так как работодатели стараются под различными предлогами не принимать их на работу.
5. Статья 112. Порядок и сроки выплаты заработной платы
2. При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной или электронной форме ежемесячно извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, в том числе сведения об удержанных и перечисленных обязательных пенсионных взносах, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
5-1. Статья 108. Оплата работы в праздничные и выходные дни
Оплата работы в праздничные и выходные дни производится в повышенном размере согласно условиям трудового или коллективного договоров и (или) акта работодателя, но не ниже чем в размере 1, 25 исходя из дневной (часовой) ставки работника.
5-2. Статья 32. Порядок заключения, изменения и дополнения трудового договора
3. Фактическое допущение к работе осуществляется только после подписания сторонами трудового договора.
В случае отсутствия и (или) неоформления надлежащим образом трудового договора по вине работодателя он несет ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан. В этом случае трудовые отношения считаются возникшими с того дня, когда работник приступил к работе.
4. Признание трудового договора недействительным по вине работодателя не влечет за собой утраты бывшим работником права на оплату труда, компенсационную выплату за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, иные выплаты и льготы.
5-4. Статья 114. Удержания из заработной платы
… Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед организацией, в которой он работает, могут производиться на основании акта работодателя:
1) для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок;
2) для погашения неизрасходованных и своевременно не возвращенных денежных сумм, выданных в связи с командировкой, а также в случае непредоставления подтверждающих расходы документов, связанных с командировкой;
3) в случаях, предусматривающих возмещение работодателю затрат, связанных с обучением работника, при наличии договора обучения, пропорционально недоработанному сроку отработки при расторжении трудового договора;
4) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
5) в иных случаях при наличии письменного согласия работника.
5-5. Статья 38. Прикомандирование работника к другому юридическому лицу
Прикомандирование - выполнение работником (прикомандированным) работы по определенной специальности, квалификации или должности (трудовой функции), обусловленной трудовым договором, либо по другой должности, специальности, квалификации у другого юридического лица, часть акций или доля которого прямо или косвенно принадлежит данному юридическому лицу, с сохранением места работы у работодателя, с которым заключен трудовой договора.
Прикомандирование работника производится на основании соглашения между юридическими лицами, подписанного прикомандированным работником, с сохранением за работником места работы (должности) у работодателя, который осуществляет прикомандирование.
На период прикомандирования на работника распространяется режим рабочего времени и времени отдыха юридического лица, к которому он прикомандирован, за исключением продолжительности и порядка предоставления ежегодного оплачиваемого трудового отпуск
6.По действующему законодательству регулирование трудовых отношений с инвалидами регламентируется обязательствами работодателя по приему на работу инвалидов, оснащению их рабочего места специальным оборудованием (с учетом ограничений и нарушений функций здоровья), предоставлением дополнительного отпуска (не менее 15 дней).
Предлагается:
установление обязательной для выполнения работодателем квоты на прием на работу инвалидов в размере 2-4% от общей численности работников(Законопроект «О занятости населения» находится на рассмотрении в Парламенте);
снизить продолжительность дополнительного отпуска для инвалидов I и II групп до 6 календарных дней, с возможностью его увеличения в рамках коллективных договоров;
субсидирование государством затрат работодателя на оснащение необходимым оборудованием специального рабочего места инвалида.
7. В вопросах оплаты труда работников в проекте Кодекса предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников.
Таким образом, предлагается предоставить право работодателям и представителям работников регулировать трудовым и коллективным договорами размеры компенсационных выплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также в режиме сверхурочного времени.
8.Предлагается усилить сферу общественного контроля, введя институт технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, и предусмотреть их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах.
На вышеуказанные советы планируется возложить следующие функции: организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников об их результатах.
Возглавлять производственные советы на паритетных условиях будут представителями работников и работодателя на ротационной основе с периодичностью 2 года.
Решения производственного совета будут обязательны для работодателя.
9. В новом ТК предусмотрена система обязательного внесудебного разрешения трудовых споровВ отличие от действующего порядка, позволяющего сторонам спора обращаться непосредственно в суд по новому Трудовому кодексу стороны обязаны пройти примирительные процедуры согласительной комиссии до обращения в суд и после решения согласительной комиссии могут обращаться дальше в суды для разрешения трудовых конфликтов.
Статья 18. Представители работников и их полномочия
1. Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений…
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О профессиональных союзах от 27 июня 2014 года № 211-Vпредусматривает:
*Республиканское объединение профсоюзов
*Территориальное объединение профсоюзов
*Отраслевой профсоюз
*Локальный профсоюз
Статья 14,п. 4. Локальный профсоюз входит в состав отраслевого профсоюза в качестве членской организации.
Статья 10. Государственная регистрация, реорганизация и ликвидация профсоюза
2.До истечения шести месяцев со дня регистрации республиканское, территориальное объединения профсоюзов, отраслевой и локальный профсоюзы обязаны представить в орган, зарегистрировавший их, копии документов, подтверждающих соответствие требованиям, предусмотренным …статьями… настоящего Закона.
3. Несоблюдение требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, влечет отмену государственной регистрации профсоюза в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 33. Переходные положения
Профсоюзы обязаны в течение одного года со дня введения в действие настоящего Закона внести изменения в учредительные документы и организационные структуры в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Последний срок перерегистрации истек 10-го июля 2015 года.
К профсоюзам, не успевшим до этой даты подать документы в органы юстиции, были применены такие административные меры, как их закрытие.
Около 600 профсоюзов, из 827 зарегистрированных в РК не прошли перерегистрацию.
Это значит, что по профсоюзному движению Казахстана, при закрытии такого количества самостоятельно организованных и в большей части «автономных» профсоюзов (не входящих ни в один из республиканских профцентров или отраслевой профсоюз), нанесен невосполнимый удар, который негативно скажется на трудовых отношениях и защищённости работников, так как дискредитирует саму идею демократического профсоюзного движения.
Вице-президент КСПК (Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана) Сергей Белкин:
…Закон о профсоюзах устанавливает жесткую, обязательную систему подчинения профсоюзов: локальных - в отраслевые, а отраслевых - в республиканские профсоюзы, что уже противоречит конвенции МОТ № 87 "О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы".
В законе …четко прослеживается создание некой профсоюзной монополии, вертикально построенной, указующей, что и как делать нижестоящим организациям, и даже законодательно дается ей право создавать типовой устав профсоюза.
Как показывает мировая практика, необходимы инструменты по охвату всех категорий работников, в том числе вне зависимости от отрасли, в которой они заняты. Глобальные же профсоюзы укрупняются и объединяют внутри себя уже по нескольку отраслей, но все эти процессы должны проходить добровольно и на демократичной основе.
Генеральный секретарь Конфедерации труда Казахстана Мурат Машкенов:
В законе нарушены нормы Конвенции международной организации труда № 87 "О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы" 1948 года, ратифицированной законом РК 30.12.1999 года.
То есть, согласно конвенции, работники имеют право создавать организации без предварительного на то разрешения, государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Однако эти международные нормы в казахстанских условиях абсолютно не работают
Точка зрения юристов юридической фирмы AEQUITAS на проект Трудового кодекса
Разрешение споров
...Предполагается, что в суд лицо (работник, работодатель) может обратиться, только если спор не урегулирован согласительной комиссией либо не исполнено его решение. ..
Тем самым нарушается конституционное право на судебную защиту: «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» (п. 2 ст. 13 Конституции). Как указал Конституционный Совет Республики Казахстан в своём Постановлении от 5 августа 2002 года № 5
«это конституционное право предполагает охрану прав и свобод человека, гражданина, как от всякого рода произвола, так и ошибочных решений суда»;
«указанная конституционная норма предполагает свободное волеизъявление человека и гражданина в выборе законных средств охраны своих интересов».
Например, в Кодексе об административных правонарушениях содержится норма о том, что во исполнение конституционного права на судебную защиту лицо вправе обратиться с заявлением о передаче дела для рассмотрения в суд и тогда, когда дело подлежит рассмотрению уполномоченным государственным органом (ч. 4 ст. 683).
А в проекте Трудового кодекса предполагается лишить граждан и их работодателей данного права.