Блог президента, блог премьер-министра, блоги казахстанских министров, акимов, руководителей различных гос.органов Казахстана - что их все объединяет? Давайте посмотрим на них трезвым взглядом и на то, как вообще появилось такое понятие на просторах казахстанского Интернета как блог министра, Акима и т.д.
Интернет-блог - термин появился совсем не в Казахстане. Изначально так называли Интернет-дневники. Каждый может завести себе дневник в Интернете и рассказать там о своей жизни, своих успехах и проблемах, о том, что его заботит, что ему интересно, о чем он думает. Интернет-дневники, блоги это средство выражения человека.
Теперь посмотрим на блоги руководителей нашего государства, на блоги руководителей министерств, различных комитетов, акимов и т.д. Что мы там видим? По сути это жалобные книги. Люди приходят на блоги министра, руководителей государства, чтобы пожаловаться, чтобы рассказать о своих проблемах, чтобы найти управу на местных бюрократов и т.д.
Вам не кажется, что что-то здесь не так?
Но на территории Казахстана блоги руководителей государственных органов изначально завели, как место где обычные граждане могли напрямую обратиться к руководителям государств. Я не спроста именно сейчас хочу подвести итоги введения блогов.
Почти два года назад, в начале января 2009 года премьер-министр РК Карим Масимов открыл свой блог в Интернете и велел завести такие же блоги своим подчиненным. Блоги должны были стать местом, где любой гражданин может получить прямую связь с руководителем любого государственного ведомства. (новость о том, что откроется блог Председателя НК МФ РК -
Ждем личный блог Председателя Налогового Комитета МФ РК )
Уже на этом месте идет подмена основного принципа: попытка использовать механизмы Интернет-дневников, как средство связи. Но дальше больше: блоги стали превращаться в Жалобные книги.
И правда, посмотрите на содержание большинства блогов руководителей министерств, ведомств. Что мы там больше всего видим? Правильно: в первую очередь это различные жалобы от граждан и вопросы, которые граждане не могут решить на месте.
Как думаете это правильно? В данный момент на основном сайте primeminister.government.kz и blogs.e.gov.kz с блогами почти всех министров и ряда их подчиненных (в том числе и Председателя Налогового комитета МФ РК) – там сейчас почти 60 000 обращений граждан. И это менее чем за два года. Т.е. больше 80 обращений в день, включая выходные дни. Или более двух тысяч обращений на каждого руководителя соответствующего ведомства.
Так в блоге Председателя Налогового комитета МФ РК (подробнее о нем в теме
Блог Председателя НК МФ РК (интернет-дневник) ) сейчас более 3600 обращений граждан.
Казалось бы, это замечательно, любой гражданин РК или любая организация может обратиться напрямую к любому руководителю основных органов власти. Правда, это было бы замечательно. Замечательно в небольшой стране с небольшим количеством населения. Но в условиях, когда количество граждан превышает 15 млн. человек, такая прямая связь должна вызвать затруднения.
И правда, представьте что Вы руководитель большой компании из нескольких сот тысяч сотрудников, с большим количеством различных направлений. Как Вы будете руководить таким своей компанией? Будете самостоятельно решать каждую проблему? Решать какого цвета должна быть пуговица, на сколько повысить зар.плату Петрову, надо ли увеличить площадку под дополнительные производственные мощности? Нет, если Вы и Ваши подчиненные будут решать таким образом вопросы управления, то ничего из этого не выйдет.
Что объединяет руководство успешных больших компаний и систему управления армии? Правильно это четкая иерархия должностей. Руководителю компании, предприятия, государственного органа или военного подразделения необязательно самому решать каждую трудность.
Вместо этого он должен приложить все усилия на то, чтобы собрать вокруг себя единую систему управления, с помощью которой должен решать такие задачи.
А каждое обращение подчиненного или, в данном случае, каждое обращение гражданина напрямую, минуя систему управления - это сигнал, что есть проблемы в системе управления. Что мы видим сейчас? Десятки тысяч обращений граждан только на одном сайте. А ведь еще есть и другие сайты, где граждане оставляют обращения, вопросы, жалобы. Есть линия связи с Президентом РК, есть отдельные сайты руководителей тех или иных ведомств, есть прямые телефонные линии, почтовые адреса министерств и ведомств.
Самое интересное, что наши руководители гос. аппарата гордятся тем, что у них в блоге задаются обращения, жалобы. Вместо того чтобы видеть в этом симптом проблемы, люди находят повод для гордости. Для них это значит, что высока компьютерная грамотность, высока прозрачность их ведомств и т.д. и т.п. В конце концов они выполнили требование Премьер-министра завести каждому руководителю по собственному блогу.
Да, возможность обратиться напрямую к руководителю нужного ведомства это замечательно. Но не нужно подменять понятия. Вместо создания очередного блога нужно решать проблемы управления. Почему граждане не могут решать те или иные проблемы по иерархии должностей? Почему они вынуждены обращаться к Председателю, Министру, Премьер-министру, Президенту страны?
Каждое отдельное обращение - это всего лишь отдельное обращение. За ним может стоять человеческая судьба, может быть трагедия. Но в целом эти десятки тысяч обращений, в следующем году это будут сотни тысяч обращений это крик. Крик нашей власти, что у нас в стране нет полноценно функционирующей системы власти. Что люди не верят что можно проблемы решить по месту, люди не верят местным исполнительным органам.
Я вот подумал, а ведь эти блоги это современное проявление давней болезни. Посмотрите, ведь еще в царской России была вера в доброго царя. Царь хороший, просто ему не докладывают министры. А если он узнает, то всё быстро решит. Потом царя заменил Владимир Ильич. Помните знаменитых "ходоков к Ленину"? Далее роль доброго царя взяли на себя исполнительные комитеты партии (районные, областные, центральный аппарат). В случае проблемы в цехе рабочий мог пойти в партийную ячейку. Позже появилась возможность писать в газету (знаменитое "Да я на Вас в газету напишу!"). Теперь вот блоги. Что будет дальше? Куда еще мы будем обращаться в случае проблем?
Не нужно строить заменители системы управления в виде блогов, жалобных книг, прямых линий и т.д. Нужно в первую очередь исправлять проблемы в системе управления.
Какими должны быть тогда блоги руководителей государства и государственных ведомств? Ни в коем случае ни жалобными книгами. Это должно быть место, где руководитель того или иного ведомства может рассказать своим читателям о своей работе. Но даже это не главное. Он должен показать, что он тоже человек.
И помимо сухих отчетов вида "состоялась поездка туда-то и встреча с тем-то", скорее должны быть записи "Вернулся с поездки, был на родине Абая, красиво, только погода не удалась. Во время встречи с местным Акимом узнал, что в регионе всё больше молодежи занимаются спортом. Особенно понравился их местный зал для хоккея, надо будет зимой сходить с сыном, погонять шайбу. Уже лет 5 шайбу в руки не брал".
Надо показать, что руководители ведомств и тем более государства это тоже живые люди. И Интернет блоги министра, Председателя того или иного комитета это должно быть место, где они могли бы себя показать как люди, а не робот по решению проблем.
Ну а чем нам может быть полезен этот опыт? Есть немало компаний, которые всё также работают по принципу "руководитель должен всё знать, контролировать, всех держать в страхе, в узде и т.д., не делиться властью и т.п.". Такие компании, как правило, резко выросли из небольших компаний скорее за счет удачи. И если они оставят тот же принцип, то их успех окажется временным.