С 2012 года планируется сокращение налоговой отчетности ИП
С 2012 года в Казахстане индивидуальные предприниматели будут сдавать меньше налоговой отчетности, причем еще и реже. Именно с такой инициативой выступает Председатель Налогового комитета Казахстана Даулет Ергожин (
Даулет Ергожин биография ).
И хотя на дворе еще праздничное настроение, умы многих людей уже в будущем. Так на днях, вместо того, чтобы выключить телевизор (праздничные юмористические концерты надоели еще пару лет назад), я попал на интервью Председателя НК МФ РК телеканалу Астана. В целом в ходе интервью прозвучали вещи, которые так или иначе ранее уже просачивались. Но я начну с одной из тем, близкой малому бизнесу.
И так, по словам Даулет Едиловича, Налоговый комитет разрабатывает законопроект, согласно которому с 2012 года, объем налоговой отчетности для индивидуальных предпринимателей будет уменьшен, а сами индивидуальные предприниматели будут сдавать отчетность раз в год.
Больших подробностей не было, а всё это было представлено больше как забота о налогоплательщиках.
В принципе, информация об этом и ранее была, по крайней мере, в течение последних пару месяцев. Давайте попробуем проанализировать, что это может быть за изменение подробнее. Поставим себя на место экспертов НК МФ РК. Только чтобы понять, чем они руководствуются, а значит предугадать их будущие поступки (кто читал некоторые мои предыдущие аналитические темы, я так часто делаю, надеюсь, вы меня за это и в этот раз не будете сильно упрекать).
И так почему именно с 2012 года, и именно индивидуальные предприниматели? Есть же более известный и устоявшийся термин Малый и средний бизнес? Да и ИП может быть как одним человеком с доходом в пару тысяч тенге в день, так и большой компанией, с оборотом, ну в общем большим оборотом.
А дело вот в чем, вероятно: по утвержденному и вступившему в силу в 2009 году Налоговому кодексу мы проходим сейчас целый этап реформ во всех областях налогообложения. Но из того, что нас интересует по этой теме:
- с 2012 года мелкие индивидуальные предприниматели, которые ранее работали по разовому талону, теперь не смогут использовать этот специальный налоговый режим. Если ранее они, чтобы работать на рынках получали талон в местном исполнительном органе, то теперь у них есть выбор. Точнее нет выбора: из всех специальных налоговых режимов им остается либо встать на патент, либо на более сложный упрощенный режим. И в том и другом случае это более продолжительный режим. Согласитесь: можно было взять талон, чтобы постоять на рынке месяц, чтобы продать свой товар, а вот вставать на учет как ИП ради этого месяца, на это пойдет не каждый. Так что нашим торговцам с улицы выбор неприятный: если можешь работать в течение длительного времени, тогда оформляй патент, либо упрощенную декларацию.
Ну, вот пожалели торговцев с рынка, а теперь подумаем чем для нас это важно: если ранее все эти люди получали талон в местном отделе акимата по работе с местными налогами, то теперь будут идти в Налоговый комитет за патентами. А значит, нагрузка в целом на сотрудников территориальных Налоговых органов повысится. - в последнее время идет последовательное снижение численности во всех государственных органов, в т.ч. в Налоговом комитете. Это такая политика в государстве ("на дворе кризис, надо сокращать штаты"). А значит надо оптимизировать нагрузку на каждого сотрудника налоговых органов. Сейчас получается, что пять сотрудников может обрабатывать большое число мелких предприятий, а в финансовом плане их эффективность будет намного ниже тех же 5 сотрудников, работающих с крупным бизнесом. Понятно, что нужно искать пути, чтобы облегчить бремя налогового администрирования, контроля, а с другой стороны, также продолжить следить за развитием ситуации, обеспечивать своевременное поступление налогов и т.д.
- с 2009 года налоговых отчетов в количестве разных видов стало меньше. Это факт. Но с другой стороны это достигнуто за счет объединения разных отчетов в один. В итоге малый бизнес вынужден заполнять форму 200.00 из 10 страниц, не считая приложения или 910.00 из 5 страниц. И кроме этого еще несколько отчетов (201.00, 870.00, 700.00 и т.д., в зависимости от ситуации). Т.е. отчетов стало меньше, но отчеты стали толще. Одни заполняют одни цифры, другие соответственно другие. А ведь эти отчеты тоже нужно обрабатывать сотрудникам Налоговых органов.
Вот и подумаем, что бы вы сделали как путь выхода из сложившейся ситуации? Первое, конечно, это упростить отчетность для всех субъектов Малого и среднего предпринимательства. Казалось бы: смотрим в любую форму и кажется, что половина строк там не нужна. Можно их вычеркнуть и всё будет в порядке. На деле так не получится: что не пытайся убрать, оказывается это надо в тех или иных ситуациях.
И больше всего проблем с юридическими лицами: так много разнообразных ситуаций, которые необходимо учесть. С ИП всё немного проще. Я бы вообще предложил: одну отдельную форму для индивидуальных предпринимателей на упрощенном налоговом режиме. При этом в основной форме общие данные по доходу за период и данные о самом ИП. А если есть работники и что-то выходящее за самые частые случаи, то это в приложениях. В таком случае большинству ИП придется заполнять декларацию из 1-2 страниц, и только части надо будет заполнять приложения. Кроме того отделение данных по работникам и другим частным случаям упростит понимание декларации (сейчас всё немного смешанно).
Но я полагаю, что НК МФ РК может не пойти на такое. Это достаточно решительный шаг. Например, везде заявляется, что количество налоговых форм уменьшается, как и приложений к ним, а тут мы предлагаем увеличить их количество. Да пойти на этот шаг будет непросто.
В любом случае, мы видим, что отчетность ИП можно сократить сильнее, чем отчетность юридических лиц. Скорее всего, НК может занять промежуточную позицию: не сильно менять текущую структуру разделения форм, но больше отделив юридических лиц от индивидуальных предпринимателей и некоторые косметические изменения.
Ну и следующий путь решения мы хорошо знаем: уменьшение частоты представления налоговой отчетности. Так если ранее сдавали отчетность раз в квартал, то теперь часть отчетов можно сделать 1 или 2 раза в год.
Кажется, что такого, если отчетность реже начнут сдавать и ИП, и ТОО? А на деле, это сильный и серьезный шаг. Так НК теряет из контроля на больший период предприятия. И если отчеты от ИП будут поступать реже - это не так страшно, то более редкие отчеты от постоянно открывающихся и закрывающихся мелких предприятий для них неприятно. Почему? Да в этом виноваты сами казахстанские предприниматели. Посмотрите, как популярны услуги лжепредприятий. Уход от НДС, от других налогов, обналичивание и т.д. Увеличьте налоговые периоды (вместо раз в квартал, сдавать раз в полгода) и НК уже будет бояться, что за это время в "черный оборот" уйдут значительные суммы.
Так из-за некоторых нечистоплотных предпринимателей, НК вынужден подстраховываться. И поэтому я уверен есть в НК МФ РК люди, которые все усилия приложат, чтобы не допустить увеличения налогового периода для юридических лиц. А вот с ИП проще: тут ниже вероятность лжепредпринимательства (хотя тоже есть).
Так что всё логично: для ИП более безболезненно дать возможность сдавать отчеты реже. Да, еще, чуть не забыл: сделать отчеты 1-2 раза в год для юр. лиц это еще и большой риск для ритмичности пополнения бюджета. Всё-таки юридические лица дают больший оборот, чем ИП.
Получается что для юридических лиц отчетов раз год или полгода не увидим (или только для некоторых категорий), а вот индивидуальным предпринимателям повезло больше. А раз отчеты будут представляться реже, это немного разгрузит нагрузку с территориальных налоговых органов, ну а руководство Центрального аппарата НК МФ РК может позволить использовать честно статус людей, которые облегчили жизнь индивидуальным предпринимателям. За что им всегда спасибо (правда, искренне порой благодарны, за некоторые шаги навстречу).
Так что всё достаточно легко обосновывается. Всё логично.
Теперь о тяжелом для разработчиков законопроекта.
- Нужно кардинально пересмотреть налоговые формы, но при этом не допустить казусов, как с формой 210.00 в 2009 году. Надо проработать изменения в НК, новые правила, новые формы.
- Порой, чтобы уменьшить количество сдаваемых бумаг надо увеличить количество налоговых форм и приложений. А это идет в разрез с политикой последних лет. Это будет капкан, из которого могут не выбраться некоторые интересные предложению по оптимизации форм. В итоге будут полумеры приняты.
- Ну и, наконец, отсутствие связи между разработчиками законопроекта и новых форм от тех, кто их будет сдавать. Если связь с налоговыми инспекторами есть, то вот связь между Центральным аппаратом и налогоплательщиками сейчас только через некоторые организации (Ассоциацию налогоплательщиков Казахстана, Союз Атамекен и еще пары по случаю). Я, например, не всегда доволен эффективностью такого сотрудничества. Порой оно носит скорее официальный, рамочный, поверхностный характер. Вот и в данном случае, пока неизвестно, чтобы какая-то из общественных организаций, профессиональных объединений, экспертных групп привлекалась к разработке новой концепции. Боюсь, что в итоге налогоплательщики в начале января 2012 только начнут смотреть на эти формы и новые изменения. А сами изменения будут озвучены как шаг навстречу индивидуальному предпринимательству. Без участия самих индивидуальных предпринимателей.
Далее рассмотрим, какие налоговые отчеты можно было бы сделать раз или два раза в год. А что оставить как ранее.
- Социальные, пенсионные отчисления - можно сделать их реже, чем раз в квартал. При этом сроки оплаты тех же пенсионных оставить на тех же датах.
- НДС - тут изменить что-то сложнее. Отчетный период логично оставить раз в квартал. Специфика налога
- акцизы - оставить на прежнем уровне раз в квартал. Это также связанно со спецификой оборота акцизной продукции. Делать отчеты раз в год по акцизу - серьезный шаг, на который НК сейчас может не решиться. Вначале надо продолжить работу с их администрированием.
- по эмиссии в окружающую среду (то, что мы сдаем в формах 870.00, 860.00) - можно сделать раз в год по некоторым видам выбросов.
- другие виды налога (косвенные налоги по Таможенному союзу, налог на игорный бизнес, проведение аукционов, недропользование и т.д.) - налоговые периоды в большинстве случаев логично оставить прежними.
Одно ясно: упрощение налоговых отчетов для индивидуальных предпринимателей это будет важное событие как для самих ИП, так и для налоговых органов. А вот по юридическим лицам есть у меня главное пожелание: если НК МФ РК и не хочет давать всем юридическим лицам новые налоговые периоды, так хотя бы стоит пойти на встречу только некоторым категориям. Например, крестьянских хозяйствам, некоммерческим организациям, государственным предприятиям. У них меньше риск лжепредпринимательства. У них не такие большие обороты. У них своя специфика, которая отличает от большинства других юридических лиц. Думаю, будет замечательно, если вслед за индивидуальными предпринимателями и эти категории получат какие-то приятные подарки.