ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ПРИСВАЕМЫХ КОДОВ
В настоящее время в Республике Казахстан действует целая группа кодов, необходимых для учета тех или иных операций. Давайте рассмотрим их подробнее.
- Коды, связанные с человеком (гражданином РК), номер паспорта, номер удостоверения личности, регистрационный номер налогоплательщика (далее – РНН), социальный индивидуальный код (СИК), индивидуальный идентификационный номер (ИИН), бизнес идентификационный номер (БИН). Номер паспорта необходим для учета Министерством юстиции Республики Казахстан паспортов, а также при запросе определения подлинности паспорта. Номер удостоверения личности внутри РК служит для получения СИК, РНН, ИНН, БИН, а также для идентификации гражданина РК. РНН служит для учета налогов, СИК для учета обязательных пенсионных взносов в НПФ, социальных отчислений в АО «ГФCC», социальных выплат. Так и хочется сказать «хватит», перестаньте разводить бюрократию и макулатурную работу.
- Коды, связанные с предыдущими кодами. Номер свидетельства о браке, смерти, рождении, номер страхового полиса, номер водительского удостоверения, номера договоров, различных актов, номер договора с НПФ о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов.
- Коды в платежной системе. Коды назначения платежей, коды бюджетной классификации, банковские идентификационные коды, номера расчетных счетов, номера счетов к оплате, номера платежных поручений и т.п.
- Коды в других сферах. Номера государственных лицензий, коды налоговых органов и т.д. и т.п.
Как представишь, что все эти номера нужно запомнить, а лучше записать голова идет кругом.
Что же на самом деле необходимо сделать. Создать единую информационную базу с 16 млн. записями, поиск в которой будет осуществляться с помощью единого кода, объединяющего все коды, указанные в пункте 1, за исключением номера паспорта, необходимого для поездки за границу. Разграничить права доступа работников этих всех ведомств, с помощью имен пользователей и паролей. Например, работники Министерства юстиции имеют право менять данные о месте жительства, фамилию, имя, отчество по заявлению, потере и восстановлению удостоверения личности, но при этом код должен сохранятся неизменным.
Работники ГЦВП имели бы доступ на просмотр перечисленных сумм социальных отчислений и пенсионных взносов, выплаченных социальных выплат. Работники налогового комитета имели бы возможность просматривать в этой базе перечисленные налоги и т.д. А представьте, при выдаче свидетельства о смерти, выезде на постоянное место жительства заграницу, в информационной базе коду присваивается соответствующий признак (атрибут), и при мошеннических действиях, например регистрации фирмы-однодневки по паспорту умершего, сразу выясняются обстоятельства преступления, либо регистрации в Центре недвижимости договора купли-продажи квартиры, дома. Невозможно будет за умершего человека получать пенсию или социальные выплаты. Однозначно, это бы упростило работу всех государственных органов (учреждений) и предприятий.
Работники системы образования могли бы также вносить данные об образовании: номера аттестатов после окончания школы, дипломов о среднем или (и) высшем образовании, тогда люди с поддельными (купленными) дипломами будут выявлены. С точки зрения технологии это возможно, но нет, чиновники придумывают всё новые и новые честные способы отъема денег и времени (походы по инстанциям) у населения. Кстати, многие могут спросить, а как же юридические лица, для них в едином коде нужно выделить один признак, например первая цифра кода «единица» означает юридическое лицо, а «нуль» физическое лицо. Рано или поздно всё равно придем к этому.
Нас всего лишь 16 млн. человек, а не больше миллиарда как в Китае и Индии, но всё равно мы не можем навести порядок, и работники ведомств просто дублируют одни и те же данные в с одной базы (по сути) в другую. И получается как в старом советском фильме на вопрос: «А чем это Вы занимаетесь?» отвечаем, переписываем документы, поступившие из вышестоящей инстанции, отправляем в нижестоящую организацию.