Мабуба » 19 дек 2012, 16:56
Наш банк после заключения с ним договора устанавливает соответствующее оборудование за 3% от оборота (информация не подкреплена документально, пока на уровне звонков.
Закон Республики Казахстан от 21 июня 2012 года № 19-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» (далее Закон РК).
В целях сокращения теневой экономики с нового года, как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей, сужаются возможности, проведения взаиморасчетов наличными деньгами.
Данным Законом РК внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК в части ограничения сделок превышающих 1000 МРП, которые действуют с 23 сентября 2012года.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона Республики Казахстан от 29.06.1998 г. «О платежах и переводах денег» (далее – Закон о платежах) платежи производятся на основании и в соответствии с условиями гражданско-правовых сделок, нормами законодательства Республики Казахстан и решениями суда.
В соответствии с пунктом 4-1 данной статьи Закона о платежах между юридическими лицами платежи на сумму, превышающую одной тысячи месячных расчетных показателей (1000 МРП), осуществляются только в безналичном порядке.
В свою очередь, статьей 203 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее КоАП РК) была установлена административная ответственность за осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше 1000 МРП в пользу другого юридического лица.
Следует отметить, что статьей 636 КоАП РК составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 203 КоАП РК, отнесено к компетенции органов финансовой полиции.
В случае выявления при проведении налоговых проверок юридических лиц операции с наличными деньгами, превышающими 1000 МРП, органы налоговой службы осуществляют передачу таких материалов в органы финансовой полиции для составления протокола об административном правонарушении согласно положениям КоАП РК.
Оформление сделки купли-продажи осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Согласно ст. 147 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Гражданско-правовые сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). В соответствии со ст. 152 ГК РК в письменной форме должны совершаться сделки на сумму свыше 100 МРП, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении.
Согласно пункту 1 статьи 188 ГК РК право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Следовательно, с 23 сентября 2012 года осуществление платежа возможно по гражданско-правовой сделке, независимо от периодичности платежа, между юридическими лицами без предъявления штрафных санкции в наличном порядке в сумме, не превышающей 1000 МРП.
Данные ограничения не распространяются на сделки, осуществляемые индивидуальными предпринимателями.
А также, указанные ограничения не распространяются на налоговые обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей.
Вместе с тем, указанным Законом РК статья 257 Налогового Кодекса РК дополнена подпунктом 4, согласно которого НДС не засчитывается и учитывается по КПН, если подлежит уплате в связи получением товаров, работ, услуг, в случаях оплаты за них наличным расчетом независимо от периодичности платежа с учетом НДС превышающим 1000 МРП действующего на дату выписки счета-фактуры. Это изменение действует с 1 января 2013 года на плательщиков НДС, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, вышеуказанным Законом РК от 21 июня 2012 года внесены изменения и дополнения, действующие с 1 января 2013 года в Налоговый Кодекс и КоАП РК и Закон РК о платежах и переводах денег, в части требования наличияоборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек и административные меры за их отсутствие.
В связи с чем, внесены дополнительные статьи 161-1и 161-2 КоАП РК, предусматривающие административную ответственность:
в части отказа в принятия платежей индивидуальными предпринимателями или юридическими лицамис использованием платежных карточек;
в части отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица оборудования (устройства),предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.
Напомним налогоплательщикам, что Законом Республики Казахстан от 29 июня 1998 года «О платежах и переводах денег» определены лица, обязанные принимать платежи при осуществлении торговой деятельности (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Казахстан, с применением оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.
Индивидуальные предприниматели или юридические лица при осуществлении на территории РК некоторых видов деятельности, установленных постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2004 года № 1328, обязаны обеспечить установку в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек, а также принимать платежи с использованием платежных карточек. Указанные требования не распространяются на торговые (обслуживающие) организации, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, и (или) находящиеся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.
Данным постановлением предусмотрены следующие категории торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточекпри осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан:
№ п/п Наименование категорий торговых (обслуживающих) организаций
1 Организации, осуществляющие торговлю автомобилями и мотоциклами, и предоставляющие услуги по их техническому обслуживанию и ремонту
2 Организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю и торговлю через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования
3 Организации, предоставляющие гостиничные услуги
4 Организации, предоставляющие услуги ресторана или бара
5 Организации, осуществляющие продажу проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт
6 Организации, предоставляющие услуги на водном транспорте
7 Организации, предоставляющие услуги по транспортной обработке грузов и хранению, вспомогательные услуги и услуги по перевозке грузов
8 Организации, осуществляющие туристскую деятельность
9 Организации, предоставляющие услуги связи до районных центров включительно
10 Организации, предоставляющие услуги в сфере страхования
11 Организации, предоставляющие услуги по операциям с недвижимым имуществом (в области регистрации прав на недвижимое имущество)
12 Частные организации, осуществляющие реализацию товаров и услуг в области здравоохранения
13 Организации, предоставляющие услуги по демонстрации кинофильмов, и развлекательно-культурные центры
14 Фитнес, гольф и яхт клубы, а также спортивные комплексы, где имеются тренажерные залы, бассейны, теннисные корты и стрельбища
15 Организации, предоставляющие услуги по организации азартных игр
16 Организации, предоставляющие индивидуальные услуги
17 Организации, предоставляющие услуги по боулингу (кегельбану) и бильярду
При этом, интересует многих, что представляет собой индивидуальные услуги. В ответ отметим, что к индивидуальным услугам относятся согласно ВСТ 01-2008 «Номенклатура видов экономической деятельности (ОКЭД 5-тизначный)» типы услуг, отраженные в соответствующей классификации, такие как: стирка и (сухая) химчистка текстильных и меховых изделий, стрижка, визаж, услуги по косметологии, ритуальные услуги, и другие услуги которые оказываются для населения.
Наряду с данными требованиями внесены Законом от 21 июня 2012 года изменения в статью 627 Налогового кодекса, согласно которой, тематическая проверка будет охватывать вопросы, касающиеся наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.
При этом, могут проводиться внеплановые проверки налоговых органов,так называемые тематические рейдовые проверки, в отношении наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.