timur_26_ » 23 фев 2011, 13:45
Экономика Казахстана: переломный момент
Сразу хочу сказать, что в данной статье я не буду агитировать за того или иного кандидата, и это не цель данной статьи и она не является предвыборной агитацией, а призвана разъяснить некоторые современные тенденции экономики Казахстана и не только.
На протяжении долгих лет возникает много проблем и ситуаций из-за недобросовестной работы государственных служащих, не соблюдения и невыполнения ими своих служебных обязанностей. Можно выделить следующие основные причины такой тенденции:
1. Отсутствие конкретного списка обязанностей и полномочий государственного служащего по каждому в отдельности, начиная с низов до самой верхушки. Если по государственным органам, учреждениям, предприятиям эти права и обязанности четко расписаны в законодательстве, то по конкретным должностным лицам такой перечень отсутствует, кроме конечно, формально составленных должностных инструкций. Также успешно принят этический закон об этике должностных лиц, извиняюсь за тавтологию, состоящих на государственной службе, но почему же чиновники так «разговаривают» с налогоплательщиками или обычными гражданами, обращающимся к ним за помощью, как со слугами с гордо поднятой головой и задранным носом, хотя, по сути, они слуги народа? Вследствие чего невозможно в случае возникновения проблемы, ошибки, допущенными государственными служащими или из-за их бездействия, отстоять свою правоту, не идти же по каждой мелочи в суд и тащить чиновника за шкирку и составлять жалобы вышестоящему руководству. Скажу даже больше не редко встречалась следующая ситуация: когда начальник отдела абсолютно не имел представления, чем занимается его подчиненный, и этот вопиющий факт никакого не интересует и встречается во всех государственных органах. Президент, Премьер-Министр и не только нашей страны, но и России, например, из-за террористического акта, совершенного в начале 2011 года в аэропорту «Домодедово», или в случае лесных пожаров, которыми была охвачена центральная часть Российской Федерации, и часть казахстанской приграничной территории прошлым летом и по другим проблемам, требуют персональной ответственности чиновников. Но здесь выясняется любопытный факт, что отвечают за безопасность на транспорте разные нескоординированные структуры: служба безопасности аэропорта, линейная милиция на транспорте, федеральная служба безопасности, а за состояние лесного хозяйства также никто. Ну, просто нет единой службы, подобная ситуация сложилась и у нас в Казахстане. Если руководство страны дает поручение чиновникам и определяет ответственных лиц за исполнение этих поручений, то они с горем пополам выполняются и проблемы решаются, но исполнительная система должна работать и без постоянного вмешательства руководства: Президента либо Премьера (Председателя Правительства в РФ). Извините, если Вы требуете персональной ответственности, то пропишите подробно функции чиновника в нормативных документах так, чтобы если его разбудить ночью и поднять с кровати все его обязанности отскакивали от зубов. И отсюда возникает много проблем, таких как превышение служебных полномочий, бездействие в случае обращения граждан, отфутболивание посетителей от одного чиновника к другому, затягивание сроков рассмотрения обращений граждан и другие, говорящих о том, что такие люди, просиживают свои штаны, ощущение возникает такое, что они мотают срок в местах не столь отдаленных. Лишь бы пересидеть какое-то время и двинутся дальше на рыбное место.
2. Отсутствие нормального наименования работников, государственных служащих в частности. Уже сейчас в коммерческих фирмах работают менеджеры, которые непонятно чем занимаются, не то торговлей, не то поиском новых клиентов и поставщиков, не то поиском кадров, не то частично бухгалтерским учетом. Я всё понимаю, что рынок требует многофункциональности от такого персонала, так же как и современные устройства производители наделяют самыми разными функциями (принтер, копир, сканер и факс в одном), что коммерческие организации вольны называть своих работников как угодно хоть «бабаешками», но на уровне государственных служащих реально всё это исправить. Например, в случае с Налоговым Комитетом подразделить кадровый состав на:
- младший специалист (желательно выпускник ВУЗа по специальности «Финансы и кредит» и специализацией «Налоги и налогообложение» без опыта работы); им можно поручить присвоение РНН.
- специалист (1-3 года); работа с населением по различным вопросам.
- главный специалист (свыше 3 лет); налоговый инспектор
- начальник отдела (свыше 5 лет), сделать основным требованием для всех государственных служащих, которые работают с населением, неважно налогоплательщиками или гражданами в целом - владение высшего юридического образования, чтобы чиновник умел читать Законы и правильно и единообразно их применял и соблюдал.
3. Подмена понятий. Очень часто с этим явлением мы сталкиваемся во время предвыборной гонки. Нам обещают: повысить заработную плату, открыть новые предприятия и соответственно возникнут новые рабочие места, снос аварийных домов и расселение жильцов в новые квартиры, решение транспортных вопросов, инфраструктуры в целом. Но если разобраться это и так входит в обязательства «нормального» государства и руководителя страны, нет здесь ничего сверхъестественного. На вопрос: «Какой должна быть экономика Казахстана?», кандидаты и наш Президент отвечают инновационной. Хотелось бы опровергнуть это заявление из-за следующих основных причин: существует три стадии инновационного процесса - новшество (сама идея), нововведение (опытные образцы), инновация (серийное производство и повсеместное использование). Другими словами существуют два вектора развития:
а) венчурное инвестирование во все стадии инновационного процесса, для осуществления которого необходимо искать инвесторов, конечно же, в основном западных, создавать позитивный инвестиционный климат для инвесторов, а не только венчурных инвестиций. У нас здесь есть негативный опыт девяностых годов, когда нефтяные месторождения были практически подарены иностранным компаниям, поэтому климат надо создавать для тех инвесторов, которые нацелены не только на добычу сырья, но и на открытие современных производств на территории нашей страны;
б) приобретение готовых инноваций и внедрение их в экономику страны, от этого будут богатеть венчурные инвесторы, которые в свое время вкладывались в кремневую долину. Россия следует по первому пути, а Казахстан по второму, в любом случае мы получаем готовый конкурентоспособный товар, произведенный в Казахстане, а благодаря Таможенному союзу имеется возможность приобретения качественных товаров российского происхождения, качественной (советской) мебели из Белоруссии. Выделяют несколько вариантов развития экономик:
- сырьевая экономика, этот путь проходили все страны, у которых есть хоть какие-нибудь природные ресурсы (нефть, природный газ, металлы и т.п.). По этому пути сейчас идет не только Казахстан, Россия, но и Саудовская Аравия, но здесь вытекает один вопрос: «Как расходуются средства, полученные от продажи нефти?». Например, Аравийцы инвестируют в строительство туристической инфраструктуры (гостиницы, офисные здания, проект «World»), намериваясь к времени истончения запасов сырья стать крупной туристической державой. А что останется у нас, кроме национального фонда благосостояния?
- инновационная экономика, такая экономика существует в Японии и США.
- экономика производств. По такому пути получил большой толчок в своем развитии Тайвань, Сингапур (часто упоминается в стратегии 2030), но попутно приобрели серьезные экологические проблемы.
- экономика копирования и клонирования. Китай заслужил, чтобы его выделили отдельной строчкой. Зачем разрабатывать инновации, когда можно всё украсть, немножко переделать и выпустить под своим брендом? Зачем покупать современные станки, когда можно создать рабочие места на 1000 единиц и платить им по 10 долларов в месяц? Результат такого труда – состоятельные китайцы закупают технику, одежду и обувь в Японии и Гонконге. Престиж и качество товаров, произведенных в Китае, даже на официальном заводе мирового бренда, оставляет желать лучшего.
Таким образом, вопрос на счет того каким должна быть экономика Казахстан остается открытым. И вектор развития будет зависеть от того, кто придет к власти и одержит победу в ближайшие выборы на пост руководителя страны.