Изменения в законодательстве, регулирующем алкогольный рынокПодакцизный товар всегда считался стратегическим. Поскольку к нему относятся нефтепродукты, алкоголь, табачные изделия. В ближайшее время нас ждут очень серьезные изменения в законодательстве, регулирующем алкогольный рынок, что окажет свое влияние, как на крупные заводы, так и на розничные магазины.
Итак, остановимся на изменениях в сфере розничной реализации алкогольной продукции.
18.06.2014г. Президентом Республики Казахстан подписан Закон «О внесении изменений в законодательные акты по вопросам гос.регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (№210-V), данный Закон вступает в силу по истечении двадцати одного дня после опубликования, т.е. с 13 июля 2014г. (был опубликован в Каз.правде № 121 (27742).
1. По стометровой зоне. С 13 июля 2014года отменено требование для реализаторов алкогольной продукции по соблюдению стометровой зоны от детских учреждений и организаций образования, но в тоже время законодательством ужесточены штрафные санкции за реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим двадцати одного года, при этом штраф составляет для физ.лиц – в размере десяти месячных расчетных показателя (или 18520 тенге), для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса - в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей (или 148160 тенге), с приостановлением действия лицензии.
2. Ограничение реализации алкоголя по времени. С 13 июля 2014 года запрещается розничная реализация алкогольной продукции, за исключением реализации в ресторанах, барах и кафе:
по алкогольной продукции с процентным содержанием спирта свыше 30 % (т.е. крепкоалкогольная продукция водка, коньяк, ром, виски и т.д.) с 21 до 12 часов следующего дня;
по остальным видам алкоголя, содержащим менее 30% спирта (пиво, вино, шампанское и т.д.) ограничение остается также с 23 до 8 часов следующего дня.
Штрафные санкции при этом для физ.лиц - десять месячных расчетных показателей (или 18520 тенге), для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства – восемьдесят месячных расчетных показателей (МРП) (или 148160 тенге) с приостановлением действия лицензии.
3. Ежегодный лицензионный сбор. С 1 января 2015 года Законом вводится ежегодный лицензионный сбор для лиц осуществляющих оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции. При этом сумма сбора для лиц – розничных реализаторов алкоголя сумма лицензионного сбора будет установлена с дифференциацией в зависимости от административно -территориальной единицы (в столице, городах республиканского и областного значения – 100 МРП, в городах районного значения и поселках – 70 МРП, в сельских населенных пунктах – 30 МРП). При этом ежегодный лицензионный сбор уплачивается за каждый объект деятельности. Срок уплаты сбора ежегодно до 20 января текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере.
С 21 января 2015 года при выявлении фактов неуплаты лицензионного сбора будут применятся штрафные санкции – на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц –субъектов малого предпринимательства в размере 150 МРП с приостановлением действия лицензии. Повторное нарушение – такой же штраф, но с лишением лицензии.
4. Расширен перечень мест, где нельзя продавать алкоголь. Согласно Закона с 13 июля 2014 года запрещается реализация алкогольной продукции в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станций, торговых рынков, культурно - досуговых организаций.
Культурно-досуговые организации – это центры повседневного общения, развития личности, самодеятельного художественного народного творчества (клубы, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры, центры (дома) народного творчества и другие).
К физкультурно-оздоровительным, спортивным и спортивно-техническим сооружениям относятся объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий, т.е. стадионы, спортзалы и т.д.
Нарушение данного требования влечет за собой приостановление действия лицензии, а повторное нарушение – лишение лицензии.
Кроме того, реализация алкоголя через интернет –магазины также подпадает под нарушение, на это в Законе предусмотрен запрет и ответственность, а именно штраф с конфискацией продукции.
5.Запрет рекламы алкогольной продукции. С 13 июля 2014 года внесены изменения в Закон Республики Казахстан «О рекламе», которые запрещают рекламу товаров с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, которые прямо или косвенно предлагают алкоголь без каких-либо исключений. Данная мера предпринята в целях исключения скрытой рекламы алкогольной продукции.
6. Отчуждаемость лицензии. Если ранее лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции были не отчуждаемыми, т.е. не передаваемыми другим лицам, то с 20 ноября 2014 года, в связи с внесенными изменениями лицензию на розничную реализацию алкоголя можно будет переоформить на другое лицо без проведения процедур проверки соответствия квалификационным требованиям.
7. Наличие приборов определяющих подлинность учетно-контрольных марок на алкогольной продукции. С 1 января 2016 года вводится обязательное наличие приборов, определяющих элементы защиты учетно-контрольных марок и (или) считывающих информацию с учетно-контрольных марок на алкогольной продукции для всех субъектов, реализующих алкогольную продукцию. Данный прибор позволит определить подлинность учетно-контрольной марки.
С 2015 и 2016 года изменения коснутся и заводов-производителей алкогольной продукции.1. Нормами закона с 1 января 2015 года будет установлен минимальный процент использования производственной мощности и минимальный объем производства который поэтапно будет увеличиваться
в 2015 году минимальный процент использования мощности – 20 %, но не менее двадцати пяти тысяч декалитров в календарный квартал;
в 2016 году – 30% но не менее двадцати пяти тысяч декалитров в календарный квартал;
в 2017 году – 40 % но не менее двадцати пяти тысяч декалитров в календарный квартал.
И наконец,
с 2015 года изменения ждут импортеров алкогольной продукции.
С 1 января 2015 года вводится денежное обеспечение целевого использования учетно-контрольных марок. Так предприятия- импортеры алкогольной продукции из стран Таможенного союза (Российская Федерация и Республика Беларусь) до получения учетно-контрольных марок должны будут внести денежные средства на счет временного размещения денег территориального налогового органа. После ввоза алкогольной продукции в Казахстан импортер отчитывается об импорте и возвращает свои деньги. При неисполнении импортером обязательств о целевом использовании учетно-контрольных марок деньги с временного счета перечисляются в доход республиканского бюджета.
На сегодняшний день порядок и сроки по обязательствам о целевом использовании учетно-контрольных марок находятся в процессе согласования и юридической оценки.
Источник: Налоговый департамент по Костанайской области