Данная тема будет интересна it-специалистам а также руководителям организаций, где еще используется нелицензионное ПО.
Согласно п.12, ст. 7 Закона Республики Казахстан от 10.06.1996 N 6-1 «Об авторском праве и смежных правах" (далее Закон), программы для ЭВМ являются объектом авторского права. Исходя из этого, использование программ, не находящимся в свободном доступе и не имеющих статуса распространения “Freeware”, не подлежат использованию на предприятии. К тому же стоит учесть, что при нанесении ущерба, согласно п. 6 ст. 49 Закона, предусмотрено «выплаты компенсации в сумме от двадцати минимальных размеров заработной платы до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, а при нарушении прав авторов программы для ЭВМ или базы данных - в размере от пятисот минимальных размеров заработной платы до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, устанавливаемой законодательством Республики Казахстан. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода». Ввиду этого, чтобы не платить огромные штрафы, необходимо приобретать лицензионное ПО или устанавливать бесплатные аналоги.
На нашем предприятии мы подошли к этому так: выработали план мероприятий по лицензированию, определили какие программы будем лицензировать, а какие заменим бесплатными, разработали соответствующие приказы и распоряжения а также систему контроля.
Начнем по порядку. В силу определенных обстоятельств, мы не смогли отказаться от Windows, следовательно вышли на оптового продавца ОС, который сделал нам скидку, после чего на все компьютеры были приобретены и установлены лицензионные ОС, также на системные блоки помещены соответствующие наклейки. В рамках этого был заведен журнал, где пользователи расписывались в получении наклейки, что было сделано для дальнейшего учета лицензионных ОС и сохранности наклеек (пользователь несет ответственность за её наличие и хорошее состояние).
Далее, все MS Office заменили OpenOffice, и затем по мере возможности закупаем MS Office 2007 – 2010, в основном для главных бухгалтеров.
Закупили корпоративные лицензии на NOD 32 и Kaspersky (по определенным причинам в разных организациях стоят разные антивирусы).
Всем бухгалтерам купили 1С Бухгалтерию, установили HASP ключи, также купили Торговлю+Склад.
Вместо SQL 2000 установили MSDE или SQLServer2005_SSMSEE.
Двум дизайнерам закупили и установили PhotoShop и CorelDraw.
Главным операторам установили пакеты MS Acces, которые приобрели отдельно (хочу заметить, что в простых компьютерных магазинах Access отдельно не продавался, пришлось искать фирму, которая это организовала. Из нашего опыта могу заметить, что лучше не сразу покупать ПО у первого попавшегося продавца, а лучше поискать варианты, можно найти дешевле).
Архиваторы 7-zip.
Определили набор программ, необходимых каждому пользователю и возложили обязанности на администраторов, следить за программами на компьютерах вверенных им точек. Кроме этого выпустили приказ, по которому пользователям запрещено самим устанавливать любые программы. Если какая-то программа необходима для работы, то вначале выносится для обсуждения в отдел, затем решаем, приобрести платную или находим бесплатный аналог.
При приобретении программы юристы проверяют договор, есть ли права у фирмы на продажу данного лицензионного ПО.
В итоге по результатам этих мероприятий мы получили систему, в которой все программы или лицензионные или установлены их бесплатные аналоги.
Также хочу заметить, что многие версии ПО есть в виде OEM-версий, которые стоят дешевле, но предназначены только для новых компьютеров. Поэтому при покупке техники лучше сразу заложить расходы на ПО и приобрести OEM-версию, чем затем покупать боксовые версии, которые стоят гораздо дороже.