Данный законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства, данного 2 сентября 2014 года на открытии 4-сессии Парламента 5-созыва.
Основными целями законопроекта являются:
1. Упрощение государственных закупок;
2. Минимизация коррупционных рисков;
3. Защита прав и законных интересов потенциальных поставщиков;
4. Повышение ответственности участников государственных закупок.
Принятие законопроекта позволит решить следующие задачи:
1. Переход к полному циклу проведения закупок в электронной форме;
2. Сокращение доли закупок, проводимых из одного источника;
3. Интеграция веб-портала с информационными системами иных госорганов.
Законопроект разработан с учетом самого последнего международного опыта (слайд 2). К примеру, в основу законопроекта легли:
- положения Типового закона о публичных закупках ООН (ЮНСИТРАЛ) от 2011 года в части приостановления заключения договора на период обжалования итогов и введения нового способа закупок – «конкурса с применением предварительного квалификационного отбора»;
- опыт Южной Кореи в части полной автоматизации системы государственных закупок;
- нормы Договора о Евразийском экономическом союзе в части внедрения антидемпинговых мер, закрепления права поставщика на отказ от аванса;
- нормы Федерального закона РФ «О контрактной системе» в части внедрения института мониторинга и контроля закупок.
Кроме того, в рамках разработки законопроекта проведен сравнительный анализ иных видов закупок, проводимых в Республике Казахстан – это закупки Фонда Самрук-Казына, недропользователей, субъектов естественных монополий, СК-Фармации и национальных компаний.
По итогам проведенного анализа, законопроектом упрощаются квалификационные требования и требования к конкурсной документации, что позволит увеличить количество потенциальных поставщиков, участвующих в закупках.
Справочно: По опыту закупок Самрук-Казына внедряются электронные банковские гарантия, исключаются требования по предоставлению справок с банка и налоговых органов об отсутствии задолженности.
Одновременно проведен анализ болевых точек (рисков) на всех этапах государственных закупок (слайд 3).
К примеру, на этапе планирования имеется проблема планирования бюджета по завышенным ценам.
В этой связи, законопроектом предлагается внедрить исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены.
Тем самым, бюджеты администраторов бюджетных программ будут формироваться не на основе прайс-листов, а на основе средних закупочных цен, сформированных на веб-портале.
На этапе подготовки конкурсной документации (технической спецификации) имеется проблема, когда заказчики подтачивают спецификацию под одного поставщика.
Для решения указанной проблемы законопроектом вводится институт предварительного обсуждения технической спецификации.
Данная мера позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним, обратиться к Заказчику об их устранении.
Наибольшее количество нарушений в сфере государственных закупок совершаются на этапе рассмотрения конкурсных заявок в части их необоснованного отклонения. В связи с чем, закупки признаются не состоявшимся, что является основанием для проведения закупок из одного источника.
В этой связи, ранее Законом от 14 января 2014 года был внедрен институт предварительного рассмотрения заявок, дающий право потенциальным поставщикам в течении 3-х дней привести заявку в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации.
Внедрение данной нормы уже имеет положительные результаты. Так, если в 2013 году из общего количества заявок доля допущенных к участию в конкурсе составляло 52%, то за 2014 год этот показатель вырос до 72%.
Вместе с тем, в целях недопущения фактов необоснованных отклонений заявок, законопроектом предлагается сократить перечень документов, представляемых организатору закупок.
В частности, предлагается интегрировать веб-портал с информационными системи государственных органов, что позволит потенциальным поставщикам не представлять сведения с:
- налоговых органов об отсутствии задолженности;
- органов юстиции о лицах, состоящих в Реестре должников;
- Электронного правительства о наличии разрешительных документов (Е-Лицензирование).
На этапе подведения итогов и заключения договора имеются проблемы в части:
- отсутствия эффективных механизмов оспаривания итогов закупок;
- несвоевременного заключения договоров заказчиками;
- уклонение потенциальных поставщиков от заключения договоров.
В этой связи, законопроектом предлагается:
во-первых, установить срок для обжалования итогов закупок. В случае обжалования итогов срок заключения договора будет приостановлен до принятия соответствующего решения;
во-вторых, внедрить исключительно электронный формат заключения договоров, который будет четко фиксировать сроки заключения договоров;
в-третьих, наделить уполномоченный орган (МФ) полномочиями по включению в Реестр недобросовестных участников закупок потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора.
Справочно: свыше 80% Реестра состоит из потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договоров. Сейчас Реестр формируется исключительно на основании вступившего в законную силу решения суда.
На этапе исполнения договора и оплаты имеются проблемы в части необоснованного отказа от приемки товаров, работ, услуг, а также несвоевременной оплаты.
В этой связи, законопроектом предлагается:
- установить срок для полной оплаты поставщику, не превышающим 30 дней со дня исполнения обязательств по договору;
- ввести обязательное применение электронных счет-фактур, электронных накладных на поставку товаров, электронных актов выполненных работ и оказания услуг.
Таким образом, будет обеспечена полная автоматизация системы государственных закупок, начиная от планирования, заканчивая оплатой за выполнение договорных обязательств (слайд 4).
Преимуществами перехода к полному циклу закупок в электронной форме являются:
1) повышение эффективности расходования бюджетных средств;
2) прозрачность и минимизация коррупционных рисков;
3) сокращение сроков проведения закупок;
4) снижение затрат на приобретение товаров, работ, услуг.
Кроме того, в рамках упрощения закупок законопроектом внедряются новые способы государственных закупок – «конкурс с применением предварительного квалифицированного отбора» и «электронный магазин»
(слайд 5).
Закупки способом предварительного квалификационного отбора будут осуществляться в два этапа: на 1-этапе будет формироваться Реестр квалифицированных поставщиков, на 2-этапе заказчики будут осуществлять закупки среди потенциальных поставщиков, включенных в данный Реестр.
Данным видом конкурса решается проблема всех конкурсов, заключающаяся в дублировании из каждого конкурса в конкурс процесса квалификационного отбора поставщиков, то есть предоставление ими одних и тех же документов.
Закупки способом электронного магазина будут проводиться только на товары, с четко описанными стандартными требованиями. Электронный магазин будет формироваться потенциальными поставщиками, зарегистрированными на веб-портале посредством заполнения информационных форм.
В соответствии с заявкой Заказчика веб-портал будет определять потенциальных поставщиков, товары которых соответствуют заявке и на основе наименьшей цены автоматически определять победителя.
Закупки через электронный магазин позволят в короткие сроки (в 2 дня) осуществить закуп необходимых товаров.
Также предлагается упростить порядок проведения конкурса и аукциона (слайд 6). К примеру, заявка на участие в конкурсе и ценовое предложение будут подаваться вместе. Это позволит сократить этапы проведения конкурса, а также исключит факты, способствующие злоупотреблению должностных лиц заказчика.
Кроме того, законопроектом предлагается внедрить институт антидемпинговых мер, предусматривающих возможность предоставления потенциальными поставщиками демпинговых цен при внесении ими дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы, равной сниженной цены от выделенного бюджета.
Данная мера позволит с одной стороны, сэкономить бюджетные средства, с другой, обеспечить конкуренцию между потенциальными поставщиками.
Также, порядок проведения аукциона сокращается с 3-х до 2-х этапов: на первом этапе будет рассматриваться вопрос получения допуска в аукцион, на втором этапе: будет проводиться аукцион. При этом победителем будет признан потенциальный поставщик, предоставивший наименшее ценовое предложение.