timur_26_ » 27 янв 2011, 23:12
Почему СОНО НП имеет такой интерфейс?
Для меня как для человека, который разбирается в дизайне становиться крайне страшно из-за отсутствия такового в налоговой программе по составлению и отправке ФНО. Кроме дизайна пользователей должно устраивать и удобство пользования данным программным приложением. Но из-за отсутствия альтернативы, ведь согласитесь, тормозящий Кабинет налогоплательщика – это не выход, приходится смириться и пользоваться тем, что есть. Конечно это не коммерческий проект, а бесплатно распространяемая программа Министерства финансов РК. Почему же при разработке СОНО не участвовал дизайнер интерфейса?
Для того чтобы ответить на этот вопрос надо узнать все этапы создания таких программ. Как и в любом проекте, необходимо технико-экономическое обоснование проекта, в строительстве – смета, план строительных работ и т.д., только при создании информационных баз и клиентских приложений – это техническое задание, в котором будет описаны цели, задачи, схемы и т.п. Есть база РНН, которая содержит в себе поля – данные налогоплательщиков, есть клиентское приложение по РНН для работников Налогового комитета по генерации РНН, изменению регистрационных данных, есть сервер налогового комитета, который производит обработку ФНО и складирует формы в хранилище, и теперь появляется клиентское приложение СОНО НП, с помощью криптографических ключей, дающее доступ к своим ФНО и созданию ФНО. И вот здесь при создании данной программы потерялся человек – этот человек, который прорисовывает интерфейс, окна, кнопки, иконки и другие элементы. Таким образом, участвует не один человек – это постановщики задач, кодировщики. Это не те люди, которые ничего не программируют, а занимаются установкой, настройкой программ и профилактикой здоровья компьютеров, но некоторые их по ошибке называют программистами, и не те, которые таковыми являются. В основном это IT специалисты, которые привыкли работать с базами данных, т.е. в их задачу входит создание некой программы, которая осуществляла бы выборку данных по некоторым критериям (формирование отчетов, как сортировка данных с помощью фильтров в Microsoft Excel) такой же принцип при формировании отчетов в 1С Бухгалтерии, просмотре данных по ФНО, уведомлениям на сервере Налогового комитета. Таким образом, все эти программы подразделяются на два вида: программы по внесению данных и программы по выборке данных.
Второй не по значимости, но немаловажный аспект – это удобство пользования программой. Придя как-то по делам в Налоговый комитет по г.Астана по Алматинскому району наблюдал такую картину: дама преклонного возраста скорее всего индивидуальный предприниматель, используя полосы прокрутки, заполняет 910 форму, представьте на лилипутском допотопном 15-ти дюймовом ЭЛТ мониторе (не сравнить даже 15-м ЖК монитором), мучается, прокручивает налево и направо и у неё уходит 40 минут на формирование и отправку этой простой формы. Тем временем, работник Налогового комитета на своем уже более нормальном компьютере с 17-дюймовым экраном пытается показать налогоплательщику, как необходимо работать в СОНО НП, но у неё эта программа зависает при запуске, и она усердно жмет ctrl+alt+delete. И главное видно, что эти компьютеры завирусованы по самое горло, они по-прежнему вставляют flash-накопители налогоплательщиков и заражают их. Понятно конечно, что разработчики СОНО НП тестировали свое творение на 19-ти дюймовых экранах, так и хочется их посадить за тот монитор и пускай попробуют что-нибудь осуществить.
Я считаю, что разработчики СОНО НП изначально пошли по неверному пути, необходимо было взять за основу интерфейс любой почтовой программы. А сообщение электронной почты – это ФНО, уведомления, заявления. Тогда стало бы удобнее работать с этой программой.