«Ситуация с курсом 380 тенге за доллар может повториться»
http://abctv.kz/ru/news/situaciya-s-kur ... ovtoritsyaВообщем я со многим здесь согласен.
«Мы видим, что на 1 июля 2016 года квазигоссектор – это три крупнейшие компании – имел на денежных счетах и на депозитах в банках ликвидных 5,3 трлн тенге. Получается, в год мы постоянно накачиваем из бюджета квазигоссектор, он размещает деньги в банковский сектор, и банковский сектор имеет избыточную ликвидность, которую Национальный банк вынужден стерилизовать посредством выпуска нот, завышая базовую ставку, поскольку справедливо опасается, что этот денежный навес в 5,3 трлн тенге может уйти на валютный рынок, и тем самым ситуация с курсом 380 тенге за доллар может повториться. Это ставит сразу вопрос релевантности подходов инфляционного таргетирования и тезиса о том, что у нас есть свободно плавающий обменный курс. То есть, как мы видим, за счет изъятия ликвидности с повышенной базовой ставкой курс манипулируется. То есть это не чистый курс, который мы сейчас в настоящий момент имеем, – полагает Рахим Ошакбаев. – Как я говорил уже, участие квазигоссектора достаточно значительно, это 32% от всех денежных средств, размещенных населением и юридическими лицами в БВУ, и свыше 50% от всех депозитов юрлиц. Поэтому мы видим, возможно, мы попали в тактическую ловушку, когда темпы роста низкие, замедляются, правительство вынуждено пытаться фискальными стимулами его оживить, наращивая расходы, наращивая программы, увеличивая фондирование квазигоссектора, который является узким бутылочным горлышком в этой реализации».
В итоге, отмечает эксперт, Нацбанк видит избыточную ликвидность, держит высокую ставку и абсорбирует бюджетные остатки. Более того, регулятор вынужден выйти и на розничный рынок за деньгами населения.
«Но в мыслях денежных властей, поскольку высокие процентные ставки блокируют поток денег в инвестиции, соответственно у них возникают иллюзии, что денег слишком много. Они могут идти на валютный рынок, поэтому искусственно поддерживаются высокой доходности. Привлекается еще больше иностранного спекулятивного капитала, начинается керри-трейд, когда иностранные спекулянты, ничего не делая, зарабатывают много денег за счет того, что берут за границей дешевые деньги и сюда вкладывают в бумаги. В итоге возникает финансово-спекулятивный пузырь, который неизбежно лопается, – рассказал Сергей Глазьев. – Когда иностранные спекулянты фиксируют доход, выходят с рынка керри-трейд, печально заканчивается коллапсом финрынка, девальвацией валюты и новой инфляционной волной. К сожалению, эта политика очень поддерживается международным спекулятивным сообществом. Они всячески хвалят эту политику. Даже титул лучших банкиров присваивают тем, кто это делал. Для экономики это оборачивается катастрофой».
При этом эксперт полагает, что и в Казахстане, и в России имеющиеся ресурсы позволяют удвоить производство. «У нас половина производства в России простаивает, в том числе и новых мощностей. Потому что слишком дорогие кредиты. Невозможно даже взять оборотный капитал, занять денег для финансирования оборота производства. Достаточно рентабельной продукции, допустим, 7-10% вполне конкурентоспособные, потому что процентные ставки выше рентабельности. Огромная сырьевая база, которая позволяет на порядок поднять выпуск готовой продукции, научно-технический потенциал, но все это не задействовано, потому что нет кредита. А нет кредита, потому что, нобелевский лауреат Джеймс Тобин доказывал, что главной целью денежных властей должно быть создание максимально благоприятных условий для роста инвестиций», – сказал он. Именно созданием благоприятных условий для роста инвестиций занимается сейчас Китай, Индия и страны Европы, выдавая кредиты в том числе и под отрицательную процентную ставку, если есть желающие вложить деньги в производство.