Нацбанк вместо Нацфонда: хрен редьки не слащеИз-за кризиса Президент запретил дальнейшее увеличение использования Нацфонда. В такой ситуации Правительство быстро сориентировалось и, вместо Нацфонда, для финансирования дыр бюджета и госкомпаний стали использовать Нацбанк. Однако, такая замена источника денег, во-первых, противозаконна, а, во-вторых, приведет к еще худшим, если не катастрофическим результатам, сообщает Кursiv.kz.
Недавно глава государства объявил, что наступает настоящий кризис и в связи с этим он запретил использовать деньги из Нацфонда «на строительство новых объектов, а также поддержку, субсидирование плохо работающих предприятий». Как сказал Президент: «в этой ситуации сразу будет видно, какие производства работают эффективно, а какие нет».
Казалось бы, абсолютно правильное решение, особенно с точки зрения финансирования госкомпаний, поскольку их эффективность всегда стоит под большим вопросом. В связи с этим, очень сильное удивление вызвало решение, что теперь вместо Нацфонда для финансирования экономики будет использоваться Нацбанк.
Государственные подарки и повышение налоговСвиток (Свернуть/Развернуть)
В тот же день, когда глава государства объявил о кризисе и запретил использование Нацфонда, на бирже был выпущен документ, согласно которому Нацбанк профинансирует АО «Самрук-Казына» в тенге на сумму эквивалентную 2.7 млрд долларов США, на срок в 20 лет и по ставке 3% годовых. Такое долгосрочное и сильно субсидированное финансирование будет осуществлено путем покупки Нацбанком облигаций «Самрук-Казына» (далее СК).
Первое, что привлекает внимание – это размер подарка от государства для госкомпании. Если предположить, что рыночная процентная ставка для СК на такой долгий срок должна быть в районе 8%, то этот нацхолдинг, из-за разницы между субсидированной и рыночной ставкой, должен признать у себя доход в размере 55% от суммы финансирования!
Таким образом по самой оптимистической оценке Нацбанк окажет СК безвозвратную финансовую помощь в сумме эквивалентной 1.47 млрд долларов. На самом деле, рыночная ставка для СК (если бы у нас был нормальный финансовый рынок) гораздо выше, с учетом того, что на рынке практически нет ликвидности в тенге и уровень базовой ставки - 16%.
Чем выше рыночная процентная ставка и ниже льготная, тем больший доход на таком финансировании получит заемщик. То есть, на самом деле сумма подарка со стороны Нацбанка для СК гораздо больше. Получается, государство делает подарки на несколько миллиардов долларов для госхолдингов и для некоторых банков и одновременно подымает налоги! Хотя в кризисное время, для стимулирования экономики, это должно быть все с точностью наоборот. То есть, надо прекратить такие подарки и неэффективные госинвестиции, а налоги нужно сохранить на прежнем уровне или даже сократить.
Если за первое полугодие этого года посмотреть результаты работы госкомпаний, входящих в СК, то можно увидеть, что финансовые показатели большинства из них сильно ухудшились. Конечно же, большая часть отрицательных результатов произошла из-за падения мировых цен на сырье, тем не менее, существенная часть негативных изменений произошла из-за неэффективного менеджмента в этих компаниях.
Вспомните очень шумную новость, когда в июне этого года глава СК, Умирзак Шукеев сказал: «Крупная, очень большая проблема — это КазМунайГаз. Компания КМГ, которая перекредитована, сейчас имеет 18 млрд долларов долгов и все, что она зарабатывает, уходит на проценты.» В такой ситуации не надо быть особым специалистом, чтобы понять, что для любой компании такая перегруженность кредитами означает, что у нее неквалифицированный и недальновидный менеджмент.
Из документа, опубликованного на бирже, известно эти большие деньги пойдут от Нацбанка в нацхолдинг именного для того, чтобы снизить эту крайне высокую долговую нагрузку КМГ. То есть, регулятор фактически дает подарок (в доход компании) как минимум на полтора миллиарда долларов, чтобы исправить огрехи неэффективно работающей госкомпании. Что-то это очень плохо согласуется со словами президента, указанными в начале статьи.