Какие изменения ожидают пенсионную систему Казахстана? Отечественную пенсионную систему не ругал только ленивый. Не жалует собственное детище и председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев, который поделился с корреспондентом BNews.kz своим мнением по поводу ожидаемого «апгрейда» пенсионной системы.
Свиток (Свернуть/Развернуть)
- С начала года в стране идут разговоры о том, что разрабатывается некая схема пенсионной реформы. Говорят, что ее представят вниманию общественности в середине ноября. Вы уже ознакомились с этим документом? Что он из себя представляет?
- Во-первых, здесь о реформе речи не идет. Скорее всего, это можно назвать неким совершенствованием накопительной пенсионной системы. Насколько мне известно, ее пытаются усовершенствовать с нескольких сторон: со стороны Национального банка Казахстана, как надзорного органа и мегарегулятора, со стороны Министерства труда и социальной защиты и со стороны самих пенсионных фондов. Что в результате получилось, пока никто не знает. Почему? Потому что результаты своих трудов авторы до сегодняшнего дня нигде и никому не представляли. Но, судя по некоторым отрывочным сведениям, которыми я располагаю, ничего такого революционного и резко улучшающего ситуацию, в этом документе нет. С одной стороны, я понимаю разработчиков, им нечего предложить рынку, чтобы кардинально изменить ситуацию. Как известно, начало этим разговорам о пенсионной реформе положило поручение Президента, в котором говорится о необходимости совершенствования пенсионной системы с целью повышения уровня социального обеспечения. А как НПФ могут поднять уровень соцобеспечения, если доходы у них постоянно падают?
- Недавно все представители НПФ собирались, чтобы обсудить меры по совершенствованию пенсионной реформы. Какие предложения прозвучали?
- Все предложения пенсионных фондов в основном сводятся к изменению пруденциальных нормативов. То есть они обсуждали чисто технические моменты, которые тем или иным образом корректируют деятельность НПФ.
- А вообще заинтересованы ли НПФ в усовершенствовании системы?
- У самих-то пенсионных фондов все нормально. Думаю, что они вполне довольны сложившейся ситуацией, получают свои комиссионные вознаграждения, оперируют пенсионными активами. То есть непосредственно самим работникам НПФ живется неплохо, они получают стабильную зарплату, даже если доходность НПФ падает. И доходность эта никак не зависит от результатов деятельности фонда.
- Как вы относитесь к предложению относительно увеличения пенсионного возраста для женщин?
- Я разделяю недовольство населения. Возможно, этой мерой государство пытается сэкономить бюджетные средства. Понятно, что, отодвинув определенной части населения момент выхода на пенсию сразу на пять лет, государство прилично сэкономит. Но это нововведение даст кратковременный результат, несколько уменьшив нагрузку на бюджет и на НПФ. Честно говоря, чиновники пытаются сэкономить не там, где нужно. Вот буквально недавно в прессе прошла информацию о том, что сумма недоосвоенных бюджетных средств превысила 2 млрд долларов, а это триста с лишним млрд тенге! Вот вам пример, где можно более эффективно использовать средства. Более того, мы на весь мир кричим, что мы – нефтяная держава. Марченко заявляет, что Казахстан является нетто-кредитором, то есть мы больше даем в долг, нежели занимаем. Как же это увязывается с тем, что у нас не хватает денег в бюджете, и поэтому мы повышаем пенсионный возраст? Это, во-первых. Во-вторых, эта мера сама по себе не популярна и антисоциальна. По-моему, ни для кого не секрет, что в Казахстане работодатели пытаются избавиться от возрастных работников. Это касается как женщин, так и мужчин. А если кто-то, находящийся в предпенсионном возрасте, теряет работу, то вновь трудоустроиться ему просто не реально. Поэтому хочу обратиться к чиновникам: если вы лишаете человека возможности выйти на пенсию в 58 лет, то предложите что-нибудь взамен. Предоставьте рабочие места, обеспечьте нормальным уровнем жизни. У нас сегодня даже молодежь не может работу найти, не говоря уже о пожилых людях. Всем известно, что в сельской местности для многих семей пенсия является практически единственным источником наличных денег, и за счет нее кормится не один человек. Ранее премьер-министр заявлял о том, что грядет очередной кризис. В таких условиях увеличивать пенсионный возраст, мне кажется, - не совсем разумно.
- Какова вероятность того, что пенсионный возраст будет все-таки увеличен?
- Если эта мера появится в официальном документе под так называемым «усовершенствованиям», последует мощный общественный резонанс. Где вы здесь видите совершенствование? По-моему, это наоборот, регресс пенсионной системы.
- На ваш взгляд, насколько государство заинтересовано в этом самом усовершенствовании?
- На мой взгляд, государству выгодно сложившееся положение. Почему? Давайте порассуждаем. Мы уплачиваем обязательные пенсионные взносы в размере 10 процентов от своих ежемесячных доходов. На протяжении 15 лет существования накопительной пенсионной системы сумма всех активов (которые складываются из наших взносов и инвестиционного дохода НПФ) превысила 3 трлн тенге. Если посмотреть на все портфели НПФ, то в итоге получается, что более 51% пенсионных активов вложены в государственные ценные бумаги. Иными словами, 5% доходов всех граждан за 15 лет вложены в государственные бумаги, соответственно государство получило внутренний заем в более чем 1,5 трлн тенге, предложив взамен пенсионным фондам доходность в 3-4%. Скажите, где еще государство найдет такие дешевые деньги?
- Если к низкой доходности НПФ прибавить инфляцию, получается, что вкладчики остаются ни с чем…
- Деньги вкладчиков действительно тают, потому что уровень доходности НПФ ниже уровня инфляции. Но я сейчас говорю не об этом. А о том, что государство, выпуская облигации, таким способом получает отличный внутренний резерв, хороший источник денег, которые тратятся в текущих целях. А как мы видим, делается это неэффективно, я бы даже сказал, безалаберно. А обещанный пенсионным фондам доход в 3-4% государство платит из бюджета, который формируется опять-таки из наших с вами налогов. Очень выгодная ситуация, не так ли? И поэтому возникает вопрос: зачем чиновникам менять ситуацию, если она их устраивает? А теперь они хотят сделать пенсионную систему еще более выгодной для себя, повысив пенсионный возраст для женщин и тем самым сэкономить бюджетные деньги. Давайте тогда поставим вопрос о том, чтобы казахстанцы стали выходить на пенсию со ста лет! Для государства, наверно, это была бы идеальная картина: брать деньги – и ничего не давать взамен и не нести никаких социальных обязательств. Знаете, что больше всего удивляет меня? Чиновники, которые предлагают повышение пенсионного возраста, обязательно находят примеры из развитых стран: Франции. Германии, Бельгии, Японии, где пенсионный возраст действительно выше, чем у нас. Но ведь некорректно нас с ними сравнивать, где все по-другому: уровень заработной платы, объем потребительской корзины, уровень жизни. Давайте сравнивать особенности политической системы, уровень демократии и соблюдения прав и свобод человека. На самом деле нам нужно смотреть на те страны, которые находятся на той же ступени развития, что и мы. А это Зимбабве, Буркина-Фасо и т.д. Нужно смотреть правде в лицо: мы сырьевая страна из третьего мира.
- А когда речь идет о социалке, сразу же в ход идут сравнения с менее благополучными странами.
- Вот именно: «посмотрите, как дети в Африке голодают». Наши чиновники научились манипулировать подобными фактами, представляя их в выгодном для себя свете. Что касается предмета нашего разговора, то тут можно еще один вопрос поставить: насколько эффективна и полезна накопительная пенсионная система в целом для экономики государства? Мы же на что-то рассчитывали и надеялись, когда 15 лет назад вводили ее. Если вы помните, мы рассчитывали, что деньги, аккумулированные в НПФ, мы будем использовать в реальном секторе, строить на них заводы и фабрики, получать рабочие места, выплачивать налоги, создавать конкурентоспособную продукцию. Где все это сегодня?!
- Кроме того, неоднократно звучали предложения направить эти деньги на социальные и инфраструктурные проекты.
- Совершенно верно. Мало того, что наша пенсионная система не выгодна для вкладчиков, так еще от нее нет никакого экономического эффекта для страны. Я сторонник того, чтобы пенсионные активы работали, чтобы за счет них создавались предприятия реального сектора, чтобы реализовывались инфраструктурные проекты. Другой вопрос, что тяжело всё это делать в условиях тотальной коррупции, которая буквально захлестнула страну. Высок риск того, что пенсионные активы подвергнутся нецелевому использованию.
- Давайте подытожим нашу беседу. Из ваших слов получается, что казахстанская пенсионная система на сегодняшний день далеко неэффективна, и ей не сможет помочь даже грядущее усовершенствование.
- Вы знаете, мне самому интересно, что в итоге предложат нам чиновники. Но я более чем уверен в том, в этих предложениях не будет ничего такого эффективного для народа. При этом я остаюсь сторонником накопительной пенсионной системы. Считаю, что положительные стороны, которые изначально были заложены в новую пенсионную систему, еще будут реализованы.