«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
В связи с введением Таможенного союза у многих налогоплательщиков возникает вопрос правильного определения облагаемого импорта. Дело в том, что налоговые органы могут отказать налогоплательщику в подтверждении факта уплаты НДС, в том числе в случае занижения размера облагаемого импорта или сумм НДС по импортированным товарам. Подскажите, как все-таки правильно определить размер облагаемого импорта, в частности транспортные расходы?
Абдирова Алия Жеткергеновна, партнер юридической компании «GRATA», член Палаты налоговых консультантов РК:
Вопрос действительно очень серьезный. Если раньше до введения Таможенного союза, вся таможенная стоимость импорта отражалась в грузовой таможенной декларации, то теперь вся ответственность по определению таможенной стоимости возлагается на налогоплательщика.
Согласно постановлению Правительства РК от 17 сентября 2012 года № 1210 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2010 года № 1249 «Об утверждении Правил корректировки размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза» органы налоговой службы вправе корректировать размер облагаемого импорта в рамках Таможенного союза в случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих стоимость ввезенных (ввозимых) товаров на территорию РК.
К документам, подтверждающим стоимость ввезенных (ввозимых) товаров на территорию РК, относится один из документов в следующей очередности:
1) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию РК с территории государства - члена таможенного союза, в случае лизинга товаров (предметов лизинга) - договоры (контракты) лизинга, в случае предоставления займа в виде вещей - договоры займа, договоры (контракты) об изготовлении товаров, договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза;
3) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства - члена таможенного союза на территорию РК;
4) документы, указанные в части третьей пункта 3 статьи 276-20 Налогового кодекса РК;
5) Источниками информации при корректировке размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза являются перечисленные ниже сведения, которые используются в следующей очередности в случае отсутствия предыдущего сведения:
1) акт экспертизы товаров (заключения), выдаваемый территориальными торгово-промышленными палатами, в соответствии с законодательством РК о торгово-промышленных палатах либо отчет оценки товаров, выдаваемый оценщиком в соответствии с законодательством РК об оценочной деятельности;
2) сведения о ценах на идентичные (аналогичные) (а при их отсутствии - однородные) товары, имеющиеся в органах налоговой службы, полученные путем анализа налоговой отчетности по товарам, импортированным на территорию РК с территории государств-членов Таможенного союза, не ранее чем за девяносто дней до ввоза таких товаров.
При этом, в случае отсутствия информации, указанной в данном подпункте, в качестве источников информации при корректировке размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза используется информация по ценам на идентичные (аналогичные) или однородные товары, сложившимся за предыдущие календарные кварталы до ввоза таких товаров на территорию РК, но не превышающие одного календарного года;
3) официально признанные источники информации о рыночных ценах, предусмотренные законодательством РК о трансфертном ценообразовании. Данное постановление вводится по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.( в настоящее время не опубликовано).
В статье 276-8 Налогового кодекса сказано, что размер облагаемого импорта товаров определяется на основе стоимости товаров, ввезенных на территорию РК с территории государств - членов таможенного союза, которая определяется на основании принципа определения цены в целях налогообложения.
Принцип определения цены означает определение стоимости товаров на основе цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта), включая следующие понесенные налогоплательщиком расходы, если они не были ранее включены:
1) расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на территорию РК (с представлением подтверждающих документов):
стоимость транспортировки (включая экспедиторские услуги);
расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров.
В случае отсутствия в представленных документах расчетов по расходам, указанным в настоящем подпункте, до иного места ввоза товаров, в стоимость товаров включается вся сумма расходов, указанных в представленных документах.
2) стоимость страхования;
3) расходы, понесенные покупателем:
стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
В случае, если по условиям договора (контракта) в цену сделки включены расходы, указанные в подпунктах 1) - 3), то стоимость ввезенных товаров определяется на основе цены сделки, указанной в договоре (контракте).
То есть, определение цены, в том числе транспортных расходов, напрямую зависит от условий договора.
Приведу примеры.
1. Подписан контракт на поставку в Казахстан из России товаров. По условиям контракта переход права собственности происходит на границе Казахстана с Россией, базис поставки DAF. До границы РК транспортные услуги оказываются за счет продавца, расходы по разгрузке, погрузке на границе за счет покупателя. Далее с границы покупатель везет груз самовывозом до своего склада.
Термин DAF «Поставка до границы» означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны.
В данном случае, так как транспортные услуги до границы РК были включены в стоимость сделки, и товар с границы был доставлен на склад самовывозом, то расходы о транспортировке не включаются в облагаемый импорт. Однако расходы по разгрузке, погрузке на собственный транспорт за счет сторонних организаций должны быть включены в цену сделки
2. Подписан контракт на поставку в Казахстан из России товаров автомобильным транспортом. Базис поставки CPT. Для перевозки груза продавец (компания РФ) нанимает транспортную компанию, которая везет груз до склада покупателя. В цену сделки расходы по доставке не были включены.
Термин CPT «Фрахт/перевозка оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.
Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.
В данном случае, в стоимость сделки включены транспортные расходы по доставке груза до склада покупателя. Транспортная компания должна представить соответствующие документы по расходам по транспортировке до границы РК и после границы РК по территории РК. Это могут быть коммерческие счета - фактуры, либо иные подтверждающие документы. Так как в Налоговом кодексе не определены конкретно, какие именно подтверждающие документы, налогоплательщик может привлечь для расчета транспортных расходов стороннюю организацию для независимой экспертизы, однако самостоятельный расчет расходов может быть не принят налоговыми органами.
Здесь применяются следующие нормативные акты
1. Инкотермс 2010.
Правила ICC для использования торговых терминов в национальной и международной торговле
2. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (г. Москва, 25 января 2008 года).
3. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (г. Москва, 25 января 2008 года) Ратифицировано Законом РК от 23 февраля 2009 года № 139-IV.
4. Постановление Правительства РК от 17 сентября 2012 года № 1210 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 ноября 2010 года № 1249 «Об утверждении Правил корректировки размера облагаемого импорта в рамках Таможенного союза»