См. Письмо Налогового департамента по г. Алматы Министерства финансов РК от 31 января 2012 года № НД-06-18/199-ю
ТОО «А» просит разъяснить следующую ситуацию.
В целях пополнения оборотных средств ТОО «А» заключило договор на предоставление временной финансовой помощи единственным учредителем сроком на 5 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РК предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Из этого понятия следует, что предпринимательская деятельность носит постоянный и систематический характер. Отсюда следует, что предоставление денег взаймы не в целях предпринимательской деятельности, даже за вознаграждение, не запрещается. Разовое или эпизодическое привлечение займов не может рассматриваться в качестве предпринимательства и не влечет последствий в виде признания договора займа недействительным. Такая позиция в настоящее время поддерживается и налоговыми органами.
Учитывая это положение, за предоставление временной финансовой помощи учредителем в договоре предусмотрено вознаграждение 0,5% от суммы займа, которая будет выплачена в момент окончательного расчета. В текущем году ТОО «А» произвело частичный возврат временной финансовой помощи. Вознаграждение не начислялось и не выплачивалось, так как вознаграждение начисляться будет и выплачиваться в момент окончательного возврата полученного займа.
Полученная временная финансовая помощь используется только в уставных целях: предоставляется микрокредит за вознаграждение заемщикам. От полученного дохода ТОО «А» осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В частности, выплачивает заработную плату сотрудникам, выполняет все налоговые нагрузки: уплачивает все налоги в бюджет, по итогам года также уплачивает КПН.
Полученная финансовая помощь является возвратной, в связи с чем ТОО «А» не признает в финансовой отчетности доход от данной сделки.
ТОО «А» в момент окончательного возврата временной финансовой помощи будет производить выплату вознаграждения по ставке 0,5% от всей суммы полученного займа и произведет уплату ИПН по ставке 10% от дохода в виде полученного вознаграждения за заимодателя.
На основании вышеизложенного, просим дать ответ в правомерности позиции ТОО «А», в частности:
а) сумма полученного займа не признается доходом и в налоговых целях не подлежит включению в совокупный годовой доход получателя займа;
б) произведет выплату вознаграждения по ставке 0,5% на всю сумму временной финансовой помощи и отнесет на вычеты эту сумму вознаграждения на вычеты по налоговому учету в том периоде, когда будет производиться выплата;
в) произведет в бюджет уплату ИПН по ставке, действующий на момент выплаты вознаграждения, за заимодателя.
Налоговый департамент по г. Алматы, рассмотрев ваше письмо № 70-ю от 11.01.2012 года, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
При этом понятие «финансовая помощь» Налоговым кодексом не регламентировано.
Имущественные отношения в виде «займа» регламентируются главой 36 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК).
Согласно пункту 1 статьи 715 ГК РК по договору займа одна сторона (заимодатель) передает, а в случаях, предусмотренных ГК РК или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
Таким образом, когда одна сторона передает, или обязуется передать деньги на определенный срок, то есть временно другой стороне, то в соответствии с нормами Гражданского кодекса, это будет расцениваться как заем.
Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан от 31.08.1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» ни одно лицо, не имеющее соответствующей лицензии уполномоченного органа и (или) Национального Банка, не имеет права выполнять банковские операции в качестве основной или дополнительной деятельности. Банковские операции, осуществленные без лицензий уполномоченного органа и (или) Национального Банка, являются недействительными, за исключением деятельности (операций), проводимой государственным органом, кредитными товариществами, Национальным оператором почты, оператором платежного шлюза «электронного правительства», а также Банком Развития Казахстана в пределах полномочий, закрепленных законодательными актами Республики Казахстан.
При этом подпунктом 8 пункта 2 статьи 30 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» заемные операции относятся к банковской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 158 ГК РК недействительна сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.
На основании изложенного оказание финансовой помощи за вознаграждение физическим лицом, не имеющим соответствующую лицензию, противоречит действующему законодательству и такой договор признается недействительным с момента его заключения.
Заместитель начальника
Такиев М.Т.